Осенью прошлого года мы рассказывали о заброшенной железнодорожной ветке, расположенной на Западе Московской области. К началу восьмидесятых годов масштабные железнодорожные проекты в Советском Союзе, кроме Амуро-Якутской магистрали, которая строится и по сей день, были завершены.
Проектировались и строились лишь малые стальные трассы. Одной из последних таких дорог стала ветка от станции Театральная, Белорусского направления, до Морево и большой деревни Орешки, в Рузском районе МО. Вот её примерная схема...
Об этой ветке говаривали всякое. Кто-то называл её частью будущей магистрали на старинный город Рузу, в силу разных обстоятельств лишенный собственной железной дороги.
Кто-то говорил, что эта боковая ветка построена специально для нужд Боевого Железнодорожного Ракетного Комплекса. В пользу этого утверждения вроде бы указывали и обилие ракетных частей в округе, и специально укрепленное полотно, со стальными стяжками, и даже сложность рельефа.
К примеру, с Запада она почти повсеместно защищена холмами и мощной насыпью. Да и в целом, выглядит удивительно хорошо спроектированной и очень мощной для ветки, построенной исключительно ради местных нужд.
Её построили перед самой Олипиадой-80. Здесь имеется даже собственный большой мост, соединивший берега Москвы-реки. Довольно угрюмый по виду...
.. но для ветки со слабым движением - в очень хорошем состоянии. Полноценно дорога начала работать только в середине восьмидесятых. По ней возили песок из Моревского карьера и стройматериалы орешкинского завода. Она была местной достопримечательностью и проходила бок о бок с множеством дачных поселков.
В 90тых её нередко использовали, как импровизированный пассажирский транспорт. На палубу маневрового локомотива взбирались местные дачники, и машинисты подбрасывали их до станции, либо наоборот, в сторону огромных садовых товариществ, на берегах Москвы-реки. Путейцы в шутку называли её веткой на Марс, в честь одной из деревень, мимо которой она проходила.
Я сам пару раз ездил до Театральной на палубе маневровика, в окружении дачников, с гладиолусами и мальвами и тележек, забитых вперемешку яблоками и кабачками.
Еловые лапы и длинные березовые ветви лесков и рощ, через которые проходила ветка, тянулись к локомотиву и едва не касались вагонов. Водители железку побаивались. Она приучила местных автолюбителей вертеть головой на грунтовых переездах. Поезд выныривал из лесной чащи быстро. И хоть машинист сильно притормаживал и отчаянно гудел - всегда это случалось как-то внезапно.
Несколько раз дорога замирала. Иногда казалось, что замирала совсем. Однако проходило несколько месяцев и вновь раздавался бодрый гудок. Но пару лет назад появились первые крупные кусты между шпалами, которые раньше срезали и первые признаки запустения, в виде густой ржавчины на рельсах.
Казалось, что что-то ещё может измениться, потому как на перекрестках сделали новые знаки. Потом появились рабочие и буднично начали её разбирать. Вместе с ними приехала вот такая машина...
Она довольно шустро растаскивает рельсы, катаясь прямо по полотну.
Деревянные шпалы разлетаются в щепки, а бетонные ещё местами держатся.
Они до сих пор сохраняют вид добротно сделанного дела.
И понятно, что коммерческая необходимость, и рынок, и убыточность. И что все в мире кончается, как и песок в Моревских карьерах. Но ничего не могу поделать. Жалко!
Семнадцать километров пути, значительные уклоны, два больших леса, средняя и три малых реки. Несколько малых станции и две крупных, очень больших для второстепенной ветки. Крохотный железнодорожный космос. Больше его нет. Может хоть какую-то туристическую тропу сделают.
Подписывайтесь, если было интересно. Спасибо!