Новость недавно промелькнула на культурно-торговом небосклоне. Роман Абрамович купил картину известного норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка "Крик".
Об этой новости, о покупке картины за 120 миллионов $ (!) долларов, сообщил Telegram-канал Sotheby, s Life. Прочитав про это, я вдруг вспомнил картину Малевича "Чёрный квадрат", стоящую тоже не хилых денег. Не 120 лямов зелени, но всё же прилично, где-то около пяти. Согласитесь, для геометрической фигуры, это очень и очень неплохо.
Но вот представитель известного российского миллиардера опроверг данную информацию. Напомню, что всего Мунком было написано четыре версии "Крика". Две пастели и две картины маслом. Три из них находятся в норвежских музеях, одна - в частной коллекции. Если речь идёт о покупке, то вероятнее всего той, что находится в частной коллекции.
Да Бог бы с ним, с покупкой. Если Абрамовичу некуда девать деньги и он решил отдать их за эту, извините, "мазню", то это его дело, деньги-то заработаны им. Вот только не будем забывать, что заработаны они у нас, а тратит их Роман Аркадьевич за границей. Картины там покупает, спортивные команды, дома строит, яхты... В общем, заработанные на нас с вами и на нашей экологии денежки вкладывает в "ихнюю" экономику.
Но я сегодня хотел бы поговорить не об этом. Не о деньгах.
Когда-то у себя на канале я уже писал про картину Малевича "Чёрный квадрат". Не буду повторяться, ссылку на неё дам в конце статьи. Кратко скажу только, что не считаю эту геометрическую фигуру, выдаваемую основоположником супрематизма за картину, шедевром. Вот не считаю, да и всё тут.
Вернёмся к Мунку. Перед вами, в начале статьи, один из вариантов этого "шедевра". Нравится? Не буду переходить на личности, каждый сам может прочитать в интернете, что из себя представляет его создатель. Кто-то будет с пеной у рта утверждать, что автор не разбирается в искусстве, что автор вовсе и не художник, далёкий от этого человек. А что, художники свои произведения для художников создают? Не для других людей? Да это и не совсем так. Я могу нарисовать карандашом портрет человека и он будет похож. Могу написать красками пейзаж, хоть реальный, хоть фантастический, и это будет действительно пейзаж. Не шедевр, да. Но и картина Мунка, на мой взгляд - не шедевр, а мазня психически не совсем здорового человека. Может Эдвард и талантливый художник, но только в этом его произведении таланта нет ни на грош.
Давайте, начинайте. Ну, кто первый кинет в меня камень? Начинайте рассказывать, что это экспрессионизм, что художник так видит, что автор статьи ни в чём не разбирается, не понимает гениальности картины... Точно, не понимаю! Глядя на это и другие подобные "произведения искусства", мне почему-то вспоминается сказка Андерсона "Голый король". В данном случае, в роли портных, взявшихся сшить новое платье королю, выступают, нет, даже не авторы произведений, а искусствоведы, возведшие эти картины в ранг шедевров. Художник он что? Любому художнику его детище кажется гениальным. А вот критики... Вот как вы думаете, что выгоднее музею? Чтобы в его стенах висела непонятно какое-то... творение, или всемирно знаменитый шедевр? А аукционному дому продавать за три копейки шизофреническую мазню, или за офигительную сумму "гениальное" произведение?
Всем сторонникам всяких там "супрематизмов" и прочих множественных "измов", включая и экспрессионизм, предлагаю маленький такой тест. Вот вы видели и "Чёрный квадрат", и "Крик", да и, наверняка, "Мона Лиза" вам знакома. Знакома? Так вот, а нарисуйте, вернее, напишите, (живописные картины пишут, не рисуют), эти три прославленных полотна. По памяти. Сможете? Загрунтованные холсты на подрамниках я вам дам.
С уверенностью в сто процентов скажу: "Чёрный квадрат" нарисуют многие. Да так, что от оригинала не все отличат. "Крик"? Ну, тут возможны варианты, но что-то сильно похожее получится у многих. "Мона Лиза"? Как вы думаете, какие шансы сотворить что-то похожее? Ноль? И я так думаю.
Облегчим задачу. Поставим перед вами все эти три полотна. Дерзайте, копируйте! И опять, "Квадратик", тем более видя его перед глазами, повторить смогут многие. "Крик" тоже, я думаю, больших затруднений не вызовет. А вот Джоконда... Вот тут-то лоханутся практически все. Не верите? А вы попробуйте.
Знаете, что вот нынешняя ситуация с пандемией показала всем? Не всё то главное, что главным кажется. Оказывается, что без врачей прожить намного сложнее, чем без эстрадных звёзд или там футболистов -хоккеистов. Что деньги более нужнее тратить на сооружение тех же самых больниц, а не стадионов или концертных площадок. Во всяком случае, хочется в это верить, что показала. И хочется верить, что найдётся всё-таки мальчик, который крикнет: "А король-то голый!", и мы увидим истинную красоту вещей. Истинную, без всякого там шизофренического бреда.
Можно сколько угодно изображать из себя снобов в искусстве, но выё...живаться не надоело? Давайте уж называть вещи своими именами. Чем я и пытался сегодня заняться. А пока я тут занимаюсь развенчиваемостью кумиров, пара-тройка-четвёрка четверостиший от Владимира Бунеева не помешают? Читайте, а если вдруг помешают, сразу к ссылке переходите.
Не делай из себя склочника,
Но отстаивай свою точку зрения,
Хочешь добраться до источника –
Плыви против течения.
Не удивляет уже ничего,
Всем известно давно,
На свете есть много всего,
Чего и быть-то не должно.
Ну ты не маленький как будто,
О том, что круто, должен знать,
Купить картину за миллион не круто,
Круто за миллион её продать.
Если вас талантом считают,
Не задавайтесь, знаете ли,
Талант художника понимают
Только талантливые почитатели.
Замечено уже давно:
Звезда и в дерьме продолжает сиять,
А сделай звездой г@вно -
Оно и тогда будет вонять.
А вот и она, обещанная ссылка на статью "По мне Малевича "Квадрат" автопортрет его души". И не забудьте лайкнуть, да и прокомментировать. А если с друзьями поделитесь - цены вам вообще не будет!
Здоровья вам! Вам и вашим близким!
И на этом всё, до новых встреч!