Японский домашний алтарь, как и любой предмет культа, не только разновидность религиозной утвари, но и объект религиозной и художественной культуры, имеющий богатое символическое наполнение и фиксирующий в себе различные этапы развития религиозной традиции в целом.
История домашнего буддийского алтаря восходит к 685 году, а точнее, к указу императора Тэмму (631? - 686), который гласит: - «Во всех провинциях и во всех домах надлежит построить храм Будды, поместить туда статую Будды и сутры, совершать моления и приношения». Это стимулировало строительство дзибуцудо – павильонов будды на землях владетельных вельмож и аристократии.
Надо полагать, что в VII веке возведение скульптуры было делом трудоемким и очень дорогостоящим. Поэтому со временем такие сооружения становились все более миниатюрными, перемещаясь в специальное помещение в доме, называемое буцума и предназначенное для религиозных надобностей, как в рамках культа предков, так и для отправления буддийских ритуалов. Такие миниатюрные храмы или павильоны будды получили название дзуси. Конструктивно они представляли собой своего рода шкафчик со скульптурным или живописным изображением почитаемого божества внутри. Таким образом, развитие буцудан происходило «снаружи вовнутрь». От дзибуцудо к буцума, и затем к дзуси и буцудан.
Так как дзуси являлись производным от павильонов будды, их формы сохранили черты архитектурных сооружений, свойственных тому времени. Они проявляются в конфигурации крыш и в декоре интерьера, повторяющем элементы старинного интерьера. Широкое распространение дзуси и трансформация их внешних форм явилось предпосылкой для формирования современного домашнего алтаря – буцудан. Основные типологические элементы конструкции дзуси органично вошли в его состав, например, дзуси в стиле кудэн (дворец), которые получили большое распространение с эпохи Муромати (1336-1573), стали таким основным узнаваемым элементом алтаря как наборная крыша на колоннах.
Несмотря на то, что алтарь, представляя собой шкаф или ящик с дверями, типологически попадает под категорию дзуси, его семантическое и функциональное наполнение иное. Каждый домашний алтарь несет отпечаток той буддийской школы, к которой принадлежит семья. Это проявляется в архитектуре, декоре, росписи, а также в скульптурах или свитках, помещаемых в него. Домашние алтари подразделяются:
на простые алтари из лакированного дерева ценных пород (кара буцудан) с очень небольшим количеством золочения и других украшений, что соответствует строгой эстетике Дзэн;
большие, декорированные алтари с обилием золочения, что соответствует эстетике школы Чистой земли (Дзё:до сю) и Истинной школы Чистой земли (Дзё:до син сю).
Алтари этих школ, помимо стилистических моментов и формы кудэн, различаются деталями. Например, в алтарях Чистой земли имеются в нижней части ящички, видимые при закрытых внешних дверях, тогда как в алтарях Истинной Чистой земли все ящики скрыты внутри.
Особую роль в формировании алтаря сыграла Истинная школа Чистой земли, а заслугу в деле превращения дзуси в буцудан приписывают буддийскому монаху Рэннё (1415-1499), седьмому главе школы Дзё:до син.
Собираясь с верующими единомышленниками в доме для молитвы и памятования будды Амида, он нуждался в более свободном пространстве для размещения свитка с формулой памятования будды Амида, о-нэмбуцу – «Наму Амида Буцу», являющегося главным почитаемым объектом в данном направлении японского буддизма. Это стимулировало процесс расширения внутреннего пространства дзуси и впоследствии привело к содержательным и функциональным изменениям. Кроме того, в Истинной школе Чистой земли делался акцент на схожести домашнего алтаря с главным храмом в Киото, благодаря чему, в дальнейшем, в алтарях школ Чистой земли появилась наборная крыша – кудэн. Так постепенно дзуси трансформировался в уменьшенную копию храмового алтаря.
Завершающий этап в формировании алтаря как универсального, самодостаточного священного пространства наступает в эпоху Эдо (1600-1868). Существенную роль в этом сыграла религиозная политика, проводимая в период правления Токугава (1600-1868), в частности в виде регулирующей религиозную жизнь общества системы тэраукэ сэйдо (система храмовой регистрации). Она подразумевала, что каждое семейство было приписано к местному буддийскому храму. Священник обязан был посещать домовладения на подконтрольной храму территории и проверять должное соблюдение буддийских обрядов. Также проверялась регулярность посещения храма, наличие необходимой утвари для обрядовых действий, скульптур будды и пр. В большой степени, это были меры для контроля и предотвращения распространения христианства, и радикальных буддийских сект, борьба с которым была начата сёгуном Токугава Иэясу. Каждый год в праздник О-бон (15 день 7 месяца лунного календаря), священники навещали прихожан и проводили перед домашним алтарем ритуал называемый «обновление алтаря» (буцудан аратамэ). Тем самым, эта система патронажа способствовала не только искоренению христианства, но и приспособлению традиционных отношений между родовым божеством и местными жителями в синто к буддизму. Такое сближение стало возможным, во многом, благодаря особенности восприятия японцами буддизма и самого будды (хотокэ). В Японии существуют три различных значения понятия хотокэ: будда, предок и дух мертвых. И буцудан является местом, в котором воплощаются и актуализируются разные смыслы понятия хотокэ.
Считается, что в производстве традиционного алтаря задействовано семь видов ремесел (ко:бу сити сёку) и соответственно семь типов специалистов: кидзи-си - мастер по работе с деревом, ну-си - лакировщик, кимпаку-си - мастер по работе с сусальным золотом, кудэн-си - мастер по изготовлению традиционной конструкции крыш в стиле кудэн, тё:коку-си - мастер объемной резьбы, маки-э-си - мастер лаковой росписи, кадзари канагу-си - мастер по работе с металлом (чеканка, гравировка и т.п.).
Сам алтарь, традиционно изготавливается из дерева хиноки, детали алтаря вставляются в пазы и скреплены клеевой пастой. Он обильно украшен резными деревянными панелями со сложным рельефным узором. В декоре применяется техника объемной резьбы – тё:коку. Все деревянные детали покрыты лаком уруси: снаружи - черным лаком (куро-уруси), изнутри - золотым (кин-уруси). Поэтому алтарь еще называют уруси-нури кин-буцудан (лаковый золотой буддийский алтарь). Лаковый слой настолько тонок, что сотня слоев будет толщиной примерно три миллиметра, хотя в буцудан, традиционно используют всего от двух до пяти слоев. Разнообразны и применявшиеся декоративные лаковые техники – ро:иро-дзуми (лакирование с последующей шлифовкой древесным углем), хана-нури (лакирование без шлифования), насидзи-нури (лаковая поверхность с фактурой японской груши), хакусита уруси-нури (лакировка под сусальное золото или золотой порошок), кимпаку-оси (лакирование поверх предварительно наклеенной на деревянную панель золотой фольги), макиэ (роспись золотым лаком). Кроме того, в орнаментировке алтаря используется множество декоративных металлических деталей – канагу, изготовленных из медного сплава синтю: (желтая бронза, по цвету напоминающая золото). Все металлические детали украшены гравировкой.
В заключении можно сказать, что история развития дзуси и буцудан есть краткая история развития японской религии. Домашний алтарь представляет собой полисемантический, наполненный смыслами объект культового творчества, вместивший в себя весь комплекс идей и смыслов японской религиозной традиции, где каждый элемент подчинен определенной функции. Как произведение искусства, это комплекс уникальных декоративно-прикладных, художественных техник и стилей, многие из которых, в настоящий момент близки к исчезновению.
P.s. Лайки и комментарии приветствуются! Помните, что когда вы ставите лайк, где-то улыбается музейный smm-щик)