Найти в Дзене

О важности несовпадений в принятии решений

Если двое всегда согласны между собой, значит, думает лишь один из них.
Линдон Джонсон (1908–1973), президент США

Эффективное решение – это всегда суждение, основанное, скорее, на «несовпадении мнений», чем на «согласованности по фактам». Факты легко подгоняются под генеральную линию, продиктованную личными интересами, привычками, страхами и ленью. Вы знаете, что даже с авторитарными лидерами спорили, со Сталиным спорил на повышенных тонах Молотов, Жуков отмечал, что Иосиф Виссарионович не любил личной критики, но умел слушать доводы по делу.

Успешные бизнесмены и великие государственные деятели не торопились с выводами, чрезмерная поспешность ведет к принятию неверных решений. Были ли у вас ситуации, когда вы жалели о том, что сделали поспешные выводы о человеке, приняли решение, не поговорив с экспертами? Слишком часто мы умны задним умом, хотя можно взять паузу и осмыслить перед окончательным решением. Я говорю не о сомнениях, сомнения заставляют нас смотреть на ситуацию под негативным углом, я говорю про готовность слушать и понимать других.

Если вы будете дисциплинированно следовать двум предыдущим правилам, решений у вас будет немного, но они будут фундаментальными, согласовываться с вашей целью, стратегией, возможностями, а не продиктованы сиюминутными тактическими соображениями.

Итак, рассмотрим признаки эффективного решения:

· Основывается на несовпадении мнений, было обсуждено с оппонентами;

· Соответствует фактам, а главное учитывает тенденции;

· Удовлетворяет стратегии, хотя может вести к тактическим проигрышам;

· Фундаментальное – связано с долгосрочными целями, предопределяет множество действий;

· Не зависит от сиюминутных соображений, политических моментов;

· Вызывает «дискомфорт», так как вы так еще не делали.

Много литературы написано о том, как разрабатывать решения , а вот как обеспечить реализацию принятых решений?

Поделюсь своим опытом, итак:

· Оформляйте решения письменно. Бумага не все терпит. Сотрудничая с компаниями малого и среднего бизнеса, мы часто сталкиваемся с тем, что приказы по внедрению принятых решений, либо не пишутся либо пишутся формально. К чему это приводит? Правильно, к бардаку, и как следствие, к провалам проектов.

· Обсуждение утверждения плана работы на квартал в связке с другими подразделениями, ранее принятыми решениями и проектами (с целями, КПЭ, мероприятиями, зонами ответственности, полномочий и участниками). Тут хорошо бы иметь перечень реализуемых в компании проектов, планов и участвующих в этом подразделений. Да и если есть такая информация в архиве компании, изучите предыдущий опыт.

· Создайте альянс с людьми, которые могут вам помочь в реализации проекта, уточните их мотивацию, опыт и возражения. После проведите беседу о целях, сбор ожиданий от его реализации у руководителей, уточните «а мужики-то знают», это как минимум снимет с повестки возражение «нам никто ничего не объяснил».

· Напишите обращение или сделайте видеообращение к сотрудникам. Это полезно не только с пропагандисткой точки зрения, но поможет вам самим осознать, способны ли вы замотивировать команду.

· Еще раз проанализируйте достаточно ли ресурсов выделено, контролируйте затраты времени, денег и степень вовлеченности ответственных лиц.

· Постановка задачи непосредственным исполнителям в соответствии с правилом трех П (3П).

1. Постановка задачи

Формулируйте позитивно цель, определяйте промежуточные результаты и их измерители.

Укажите «Что делать» и «Для чего делать».

2. Проверка исполнения

Контролируйте промежуточные результаты: что, когда, где, кому и как делает исполнитель.

Определите «Как делать».

3. Поддержка результата

Оказывайте эмоциональную поддержку результата после выполнения задачи.

Создайте желание сделать лучше в следующий раз.

+ «П» привычка выполнять принцип «3П»

Пять пунктов приобретения привычки: проговорить – показать – попробовать – посмотреть – похвалить.

(более подробно о принципе 3 П, я расскажу в следующих материалах).

Да, чуть не забыл. Поговорим о боссе через призму принимаемых им управленческих решений?

Итак, эффективный руководитель должен:

1. Знать свой самый главный результат, ясно его представлять и чувствовать его важность. Скажу откровенно, мне самому этот пункт даётся не просто. Это так же трудно как делать зарядку, после бессонной ночи.

2. Работать на своих клиентов. Задавать себе вопрос: «Что я еще могу сделать для своих клиентов и это для них будет очень важно?» Тут тоже ко мне не всегда приходят озарения, но это так же важно, для меня как разогреть перед пробежкой травмированное на соревнованиях колено, если этого не сделать, вмешательство хирурга неизбежно.

3. Быть мобилизованным, и работать в любых условиях и сам отвечать за свои чувства. Тут вроде все понятно, в хорошем настроении хорошие позитивные решения. Тут применима теорема Томаса «Если вы воспринимаете, ситуацию как реальную она реальна своими последствиями» - для плохих работает со стопроцентной гарантией, для хороших, к сожалению, нет.

4. Опираться на мнения и знания своих сотрудников, обязательно использовать их при принятии решений. Тут лучше меня сказал

Стив Джобс: "Нет смысла нанимать толковых людей, а затем указывать, что им делать. Мы нанимаем людей, чтобы они говорили, что делать нам“.

5. Учиться по ходу дела – работать с «живой» информацией и корректировать свои действия. Здесь я руководствуюсь принципами производственной системы Toyota : «Решая проблемы и совершенствуя процессы, ты должен увидеть происходящее своими глазами и лично проверить данные, а не теоретизировать, слушая других людей или глядя на монитор компьютера. В основе твоих размышлений и рассуждений должны лежать данные, которые проверил ты сам. Даже представители высшего руководства компании и руководители подразделений должны увидеть проблему своими глазами, лишь тогда понимание ситуации будет подлинным, а не поверхностным».

6. Работать до конца, особое внимание уделять финальному этапу, реализации решения. Чем труднее, тем больше изыскивать внутренние личные силы для исполнения. Мне этот принцип очень сильно помогает преодолевать кризисы, конечно иногда это идет во вред семье, хобби и общению с друзьями, но трудности не вечны, и умение их решать быстро, позволит потом компенсировать неудобства. Главное не увлекаться, решением проблем, которых нет.

7. Создавать правила игры. Поддерживать и тренировать своих сотрудников. Никогда «не выбегать на поле самому».

Друзья, успех начинается с мысли о результате!

Поэтому мысли руководителя должны быть структурированы. В них не должно быть путаницы и повторений. В мыслях должна быть четкость слов, последовательность действий, функциональная полнота.

Мысли о результате должны быть зафиксированы и также должны регулярно проверяться для понимания того, можно ли улучшить свои результаты.

Эффективных вам решений и отличных результатов!

Пиши ваши комментарии и вопросы. Ставьте дизлайки и лайки. Подписывайтесь!

Искренне Ваш, Мурат Нурпеисов!