Мы находимся на грани критических изменений, вызванных ускоренным развитием технологий, на фоне новых социальных взаимодействий. Чтобы существовать в сложной реальности и перед лицом автоматизированного горизонта, люди должны быстро адаптироваться и реорганизоваться. Однако каким будет образование в будущем на настоящий момент очень трудно сказать.
Недавнее исследование, проведенное Global Education Futures и WorldSkills Russia, предполагает, что эта проблема не может быть решена с помощью нашей нынешней системы образования. Образовательные экосистемы должны быть направлены на развитие навыков ученика для совместной работы и обучения адаптации к быстро меняющимся условиям. Процесс передачи знаний и навыков должен быть преобразован. Существует необходимость в новой образовательной системе для процветания обществ.
Особенности новой образовательной экосистемы
Школы, технические колледжи и университеты будут выступать в качестве образовательных узлов, которые будут направлять студентов на их индивидуальном образовательном пути на протяжении всей их жизни.
Она будет включать в себя три области:
• Глобальные образовательные платформы (онлайн). Они станут основными поставщиками знаний и контента.
• Образовательные форматы в городах. Они будут предлагать различные образовательные услуги для развития конкретных навыков (парки, учебные заведения в городах, спортивные клубы).
• Сообщества практики: группы экспертов по обмену опытом и передаче технологии.
Получение образовательного опыта будет иметь разную продолжительность. Программы ограничены часами, днями или продолжительностью в несколько лет.
Образование будет иметь разную интенсивность. Высокая интенсивность, как в живых ролевых играх, или низкая интенсивность, как в созерцательной медитации.
Учреждения будут использовать различные образовательные стили, такие как кооперативный и конкурентный, когнитивный и эмоциональный, участие и наблюдение.
Образование должно быть связано с местным контекстом, но с поддержкой глобальных платформ сотрудничества.
Наставничество и социальная работа обеспечат личное образование.
Новые навыки, необходимые в образовании будущего:
• Эмоциональный интеллект, эмпатия.
• Медийная грамотность.
• Осведомленность и способность управлять вниманием.
• Экологическое мышление.
• Творчество: способность находить нетрадиционные решения.
• Сотрудничество: способность решать нетрадиционные задачи посредством сотрудничества.
• Способность учиться: возможность выбора личных стратегий обучения.
Исследователи Global Education Futures и WorldSkills Russia приходят к выводу, что перед лицом автоматизированной среды у нас есть возможность больше взаимодействовать с природой и иметь больше времени на личностное развитие. Позитивная адаптация может быть достигнута только в том случае, если мы сознательно перейдем к планируемому переходу, обсудим долгосрочные последствия нашего выбора и разработаем новые принципы управления и новую этику.