Найти в Дзене
Русская жизнь

Всё это Россия, дружок

Andrey NOVIKOV-LANSKOY

Западный мир проходит серьезную культурную трансформацию, цивилизационный транзит. Об этом давно говорили, но сейчас начинается острая фаза. Новый расизм, сексуальная контрреволюция, пандемия, миграционный кризис, цифровой концлагерь — не отдельные явления, а проявления разных сторон одного процесса. Россия как внутренний оппонент Западного мира неизбежно будет центром сопротивления.

*

Сегодня исполнилось бы 90 лет Илье Глазунову. Помню, Ольга Седакова как-то заметила не без иронии, что изощренный интеллектуал вряд ли скажет: Леонардо — гений, а Глазунов — китч и ширпотреб. Он скорее скажет: Леонардо в сущности вторичен, а Глазунов — не так прост и очевиден, как кажется. Я, кстати, думаю, что это довольно современный художник, вопреки общему представлению о его архаичности. Хотя бы в том, что идея, концепция для него важнее пластических решений. Энергия — важнее стиля. Истина — выше вкуса. Гражданский пафос серьезней эстетизма. И умение все это продавать. Это вполне актуальное искусство — и только присутствие православного монархического духа не дает ему быть признанным в этом качестве. К тому же, именно он впервые изобразил в разных своих работах Бессмертный полк, который в каком-то смысле — продолжающееся его произведение.

*

Я думаю, все-таки несправедливо говорить, что Глазунов совсем плохой художник, как многие поспешили сегодня сообщить. "Последний автобус":

*

Хороший вкус всегда консервативен. Это азбучная истина. Радикальные жесты могут быть гениальными, но к хорошему вкусу это не имеет отношения.

*

У меня в ленте крайне мало радикально либеральной публики — только умеренные, разумные, взвешенные либералы. А там, оказывается, вовсю и всерьез обсуждают ситуацию с Михаилом Ефремовым как операцию спецслужб по устранению оппозиционно настроенного актера. Подпоили и подстроили аварию. Бывает же такое!

*

Послушал сегодня беседу Егора Жукова с Леонидом Парфеновым. Егор мне начинает нравиться, честно говоря. Так вот он все допытывался, Россия — это Европа или нет? Понятно, здоровое детское любопытство. Парфенов — ясное дело, европеец. Но есть и другие: тувинские шаманы, бурятские ламы, дагестанские аксакалы, оленеводы Севера, уральские охотники ханты-манси, архангельские затворники-староверы... Все они — тоже Россия, дружок.