Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Секретная миссия" (СССР, 1950): Штирлиц в юбке

Секретная миссия. СССР, 1950. Режиссер Михаил Ромм. Сценаристы Константин Исаев, Михаил Маклярский. Актеры: Сергей Вечеслов, Николай Комиссаров, Елена Кузьмина, Василий Макаров, Алексей Грибов, Александр Чебан, Владимир Савельев, Пётр Берёзов, Владимир Белокуров и др. 24,2 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

-2

Наряду со «Встречей на Эльбе» Г. Александрова и «Заговором обреченных» М. Калатозова в кинематографической «холодной войне» ярко заявила о себе и «Секретная миссия» Михаила Ромма, за которую он был удостоен очередной Сталинской премии.

-3

Министр кинематографии СССР И. Большаков (1902-1980) писал о «Секретной миссии» так: «Сочетание исторической точности и документальности с художественным вымыслом и обобщениями, вытекающими из подлинных фактов, положенных в основу сценария, благотворно отразились на фильме. … Выход на экраны глубоко правдивого и волнующего фильма вызвал переполох и бешеную злобу в стане поджигателей новой войны. В реакционной буржуазно печати появилась серия опровержений по поводу того, что события, изображенные в картине, якобы не имели места в действительности» (Большаков, 1952: 30). Большаков И.Г. Советское киноискусство в послевоенные годы. М.: Знание, 1952.

-4

Точка зрения советского киноведения на «Секретную миссию» была такой же и в конце 1960-х: «Поскольку главной идейно-политической задачей фильма являлось разоблачение происков империалистов, стремящихся к сговору с фашистскими главарями, в нем, естественно, значительное место занимают отрицательные персонажи. … Своеобразие жанра фильма «Секретная миссия» при менее высоком уровне сценарного, режиссерского и операторского мастерства могло бы привести к рыхлости и фрагментарности композиции. Но этого не случилось. В фильме динамично и ясно излагается сюжет, выразительно и отчетливо охарактеризованы персонажи. Произведения, разоблачающие поджигателей войны, и поныне являются активным оружием в борьбе за мир» (Грошев и др.,1969: 350). Грошев А. и др. Краткая история советского кино. М.: Искусство, 1969.

-5

Уже в постсоветские времена выдающийся культуролог и киновед Майя Туровская (1924-2019) писала, что «Секретная миссия» … структурно почти не отклонилась от типологии «антиамериканского» фильма. Мало что изменив в группе фильмов «холодной войны», «Секретная миссия», однако, в зародыше уже содержала в себе ситуации и приемы единственного настоящего советского шпионского боевика — телевизионного сериала «Семнадцать мгновений весны», но который мог быть снят уже в другие времена, времена расшатывания идеологических скреп» (Туровская, 1996). Туровская М. Фильмы «холодной войны» // Искусство кино. 1996. № 9. С. 98–106

Александр Федоров, 2020

P.S. Подробнее о фильмах эпохи «холодной войны» можно (бесплатно и без пароля) прочесть в моей монографии «Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей». М., 2017. http://kinopressa.ru/library