История гаражей насчитывает столько же лет, сколько и история автомобилестроения. С течением времени гаражи меняли свой облик и планировку, а иногда у них появлялось и дополнительное назначение. Как это было в России при царе, в Советском союзе и в постсоветский период, и что будет с гаражами дальше - расскажем в сегодняшней статье.
Гаражи из бывших конюшен
Первые гаражи появились в конце XIX века. В России, как и во всем мире, первыми владельцами автомобилей стали состоятельные люди и аристократы, в том числе, последний российский император Николай II. Для его автомобилей в Царском селе был выстроен гараж поблизости от Александровского дворца. Постройку закончили в 1905 году. Здание было двухэтажным, выдержанным в англосаксонском стиле. На первом этаже находились мастерские и подсобные помещения, а также места для автомобилей. На втором этаже жили служащие гаража.
Через некоторое время парк машин царской семьи вырос, и потребовался новый, более просторный гараж. Построили его в 1913 году в неоклассическом стиле. Здание получило название «Белый гараж» по цвету облицовки.
После революции автомобили царской семьи сначала попали в руки временного правительства, а затем перешли к большевикам. Автомобили стали возить руководителей нового государства. Столицей России стала Москва, и гараж для машин центрального руководства был устроен на территории Кремля.
На старых фотографиях можно увидеть, как выглядели гаражи 1920-1930-х годов. Они больше напоминали конюшни. Сходство это не случайно. В то время наряду с автомобилями все еще использовали и конные повозки. Многие гаражи просто оборудовали в бывших конюшнях.
Послевоенная гаражная классика
В послевоенное время все больше автомобилей появляется на улицах, растет и количество гаражей. Иногда это отдельно стоящие строения для одной машины, похожие на домики с треугольной крышей. Располагались они во дворах. Одновременно появляются целые «гаражные» городки. Они занимают место на пустующих территориях недалеко от жилых домов.
Гаражи-мастерские и гаражи-склады
В 60-80-е годы ХХ века люди стали активно использовать гаражи не только по прямому назначению - как место для комфортной и безопасной стоянки. Он выполнял и другие функции. Гараж мог стать хранилищем для выращенных на даче овощей. Использовался он и для размещения ненужного дома скарба, а также был местом для посиделок с друзьями мужской компанией. В гаражах выкапывали погреба, куда складывали урожай, а также делали ямы для ремонта и техобслуживания машины.
Многие гаражи в руках умелых владельцев превращались в маленькие ремонтные мастерские. В то время большинство обладателей авто своими руками ремонтировали машины и занимались их техобслуживанием, поэтому и гараж оборудовали соответствующим образом.
С течением времени большинство владельцев перестали чинить свои автомобили сами, так как их устройство становилось все более сложным. Гаражи постепенно утратили свое значение как мини-мастерские. Изменился и их внешний вид. Хотя кое-где еще можно встретить старенькие конструкции с треугольной крышей.
Из дворов в кооперативы
В конце 80-х годов ХХ века гаражи полностью исчезают из дворов. Они перебираются на свободные территории возле домов, но не утрачивают своего значения как мини-склады для урожая и кладовки для вещей.
А вот и более современный вариант гаражного кооператива.
"Ракушки" для всех желающих
В начале 1990-х годов в российских городах появились «ракушки» – мини-гаражи. Они быстро завоевали популярность у автовладельцев. Во-первых, «ракушку» можно было поставить прямо во дворе дома, около подъезда. Во-вторых, она обходилась владельцу машины дешевле. Цена на нее была в разы ниже, чем на гараж, и после установки никаких платежей и сборов делать было не нужно, как это происходило в гаражном кооперативе.
Конечно, складировать вещи или хранить урожай в «ракушке» было невозможно. В ней помещалась только сама машина и какая-нибудь автомобильная мелочь, вроде запасных покрышек или лопаты. Формально для установки «ракушки» требовалось получить разрешение. Однако часто владельцы этим пренебрегали. Обзавестись «ракушкой» было просто. Установкой их занимались многие фирмы, а наличие разрешения никто не проверял. Так долгое время многие ракушки и стояли во дворах нелегально.
На свободных территориях возле домов вырастали целые «ракушечные» городки.
Век парковок и парковочных мест
С конца первого десятилетия XXI века на смену гаражам и «ракушкам» приходят современные парковки – крытые многоярусные стоянки, имеющие несколько этажей в высоту. Смотрятся они стильно, современно и в целом не портят облик улиц и дворов. Конечно, вмещают они намного больше машин, чем одноэтажные гаражи. Благодаря этому дворы освобождаются от автомобилей.
Совсем недавно парковки начали строить и в жилых домах на подземных этажах. Конечно, их нельзя назвать гаражами, скорее это стоянки с машиноместами, но пользоваться ими удобно. Попасть в подземный гараж можно не выходя из дома, просто спустившись на лифте от двери своей квартиры.
Гаражи продолжают свою эволюцию. Возможно, вскоре архитекторы придумают какие-то новые строительные решения для парковки машин.
А вы как думаете, что имеет больше плюсов – традиционный гараж или современные парковки и подземные паркинги? Пишите в комментариях!
Самое полезное и интересное о недвижимости БЕЗ РЕКЛАМЫ И СПАМА на нашем канале! ПОДПИШИТЕСЬ, чтобы не пропустить!
Если вам нужна ПОМОЩЬ РИЭЛТОРА международного класса по разумной цене – к вашим услугам агентства и агенты CENTURY 21 более чем в 80 странах мира, в том числе, по всей России. Подробная информация и поиск специалистов по ссылке>>
Дельные и остроумные КОММЕНТАРИИ к статьям приветствуются, оскорбительные и неадекватные – удаляются, без обид)
Самое интересное о недвижимости В СОЦСЕТЯХ:
Каждый офис находится в независимом владении и управлении.
Отличного дня и настроения желаем от имени CENTURY 21 Россия!