Существует мнение, что итальянцы - самая быстроговорящая и экспрессивная нация. Но как обстоит дело с другими качествами и проявлениями чувств? Конечно, ничто человеческое им не чуждо. И любить итальянцы умеют: нежно, страстно, глубоко и безусловно…
Именно о безусловной любви, какую только может испытывать родитель к своему чаду, идет речь в романе Тициано Скарпа «Фундаментальные вещи». В фокусе внимания автора находятся отношения (отца / сына), если их можно так назвать, учитывая, что по сюжету романа Марио еще не исполнился год. Скорее мы можем читать о проявлениях заботы и чувств Леонардо к сыну, ведь эти отношения еще не являются полноценными.
Главный герой со всей своей родительской любовью и самоотдачей ухаживает за младенцем. Он хочет передать «маленькому человеку» свои знания, опыт, предостеречь от проблем и ошибок, с которыми столкнулся сам, стать лучшим в мире отцом. Для этого Леонардо берется за перо и бумагу, т.е. начинает вести дневник, в котором запечатлевает события жизни семьи, свои чувства и мысли: начиная от «как завязывать шнурки» и заканчивая рассуждениями о возрасте и жизни…Фундаментальные вещи, как считает главный герой.
Записи в дневнике носят хаотичный, бессистемный характер, что объяснимо отсутствием у взрослого человека представления о том, как и что нужно делать, чтобы вырастить достойного человека. Однако всё это отходит на второй план, когда у ребенка начинаются проблемы со здоровьем, и выясняются некоторые новые подробности, переворачивающие жизнь Леонардо, его жены Сильваны и ничего не подозревающего Марио с ног на голову. К главному герою приходит понимание того, что единственной «основой основ» является сама любовь, которую и можно подарить человеку. Что он и делает, находясь вместе с Марио уже в иных жизненных обстоятельствах. Каких – прочтите сами!
Проза Тициано Скарпа рассчитана на широкую аудиторию, поэтому написана простым и доступным языком. Есть в ней место философским рассуждениям:
«Сегодня (..) передо мной проехал на велосипеде старик. (…) Старик испытывает отвращение к самому себе. Он обижен на собственное тело.»
И иронии:
«В тот раз моя мать доказала мне, что она – человек, который, может, и презирает меня (…), но при этом продолжает любить. Если и я так поступлю, надавай мне по морде.»
Чего в этом тексте слишком много – так это трогательного отношения папы к ребенку, которое восхищает и умиляет, ведь оно ценно само по себе.