Найти тему
ROCK-N-ART

1982 - Урфин Джюс. "15". Мы сыграли и выиграли

Художник и дизайнер Александр Коротич раскрывает свои творческие секреты и погружает нас в историю отечественной рок-культуры.

— Нет, это декорация к другому фильму,
Это декорация к цветному фильму,
А ты — актер в чёрно-белой ленте,
Ну что, вспомнил?
— Я помню всё. Но я вижу солнечный свет!
И. Кормильцев

Однажды Саша Пантыкин сказал мне: "Я после фестиваля много общаюсь с разными музыкантами, и знаешь кто произвёл на меня самое сильное впечатление? Белкин из Р-клуба. Помнишь? Мы с ним много говорили о музыке, и меня впечатлило, насколько он глубоко её чувствует!" Эта ненароком оброненная фраза означала начало серьёзных перемен. Зрелые профессионалы — Юра Богатиков и Саша Плясунов, которые обеспечили группе солидное звучание на первом альбоме, к сожалению, не могли дать ей развитие в будущем. Заменившие их ударник Владимир «Зема» Назимов, востроносый юноша, напоминавший растрёпанного воробья, и гитарист Егор (а по паспорту Игорь) Белкин не только повлияли на звук и образ группы, но и привнесли в неё «пышминский» провинциальный драйв. Верхняя Пышма, ближний пригород Свердловска, славилась своей фабрикой игрушек «Радуга», на которой изготавливались лучшие в СССР металлические машинки и волчки. Именно сюда, в клуб «Радуги», вскоре и перекочевала репетиционная база урфинджюсов.

Эскиз афиши с лицами нового состава. Из готики меня швырнуло в разухабистый модерн, но уже заметно выросло и графическое качество, и композиция.
Эскиз афиши с лицами нового состава. Из готики меня швырнуло в разухабистый модерн, но уже заметно выросло и графическое качество, и композиция.

Почти каждый день по окончании лекций я садился в автобус и как на работу катил в Пышму, чтобы насладиться звучанием новых песен и обсудить с Ильёй Кормильцевым сценический образ группы: свет, декорации и костюмы. По традиции каждая репетиция заканчивалась портвейном с бутербродами и танцами под Scorpions, Foreigner или Duran Duran. А иначе какой от этого всего кайф? Это же рок-н-ролл, детка!

На этом снимке Олега Раковича запечатлена традиционная вечеринка после очередной репетиции группы Урфин Джюс в клубе фабрики игрушек «Радуга» г. Верхняя Пышма: 1. Владимир «Зяма» Назимов, 2. Илья Кормильцев, 3. Александр Пантыкин, 4. Егор Белкин, 5. Андрей Зонов, 6. Виктор «Пиня» Резников, 7. Александр Коротич, 8. Анатолий Королёв.
На этом снимке Олега Раковича запечатлена традиционная вечеринка после очередной репетиции группы Урфин Джюс в клубе фабрики игрушек «Радуга» г. Верхняя Пышма: 1. Владимир «Зяма» Назимов, 2. Илья Кормильцев, 3. Александр Пантыкин, 4. Егор Белкин, 5. Андрей Зонов, 6. Виктор «Пиня» Резников, 7. Александр Коротич, 8. Анатолий Королёв.

Для записи нового материала был выбран звукозаписывающий цех Свердловской киностудии, где стояли многоканальные магнитофоны и были все остальные условия для создания нетленки. Нам с Олегом Раковичем очень нравилось тусоваться там, отслеживая магию процесса звукозаписи. Олег фотографировал, а я думал над оформлением альбома. В списке потенциальных названий альбома фигурировало более двух десятков слов и словосочетаний. Наиболее перспективным из них было название «Чёрный ящик».

Прослушивание записи. Слева-направо: Виктор "Пиня" Резников, звукооператор Сергей Сашнин, Егор Белкин, помощник звукооператора Сергей Морозенко, Илья Кормильцев и Александр Пантыкин. Фото О. Раковича
Прослушивание записи. Слева-направо: Виктор "Пиня" Резников, звукооператор Сергей Сашнин, Егор Белкин, помощник звукооператора Сергей Морозенко, Илья Кормильцев и Александр Пантыкин. Фото О. Раковича
Сильная доля! Фото О. Раковича
Сильная доля! Фото О. Раковича
На коленях перед классикой: Пантыкин дирижирует струнным квартетом на записи песни "Призрачный гость". Фото О. Раковича
На коленях перед классикой: Пантыкин дирижирует струнным квартетом на записи песни "Призрачный гость". Фото О. Раковича

«А сколько песен в альбоме?» — спросил как-то я у Пантыкина. «Пятнадцать». — «Точно?» — «Вроде бы да. А что?» — «Ну, так и надо назвать: «15!» — «Почему?» — удивился Пантыкин.

Удивление, с которым «дедушка уральского рока» посмотрел на меня, свидетельствовало о том, что до сего момента он не догадывался о существовании этой знаменитой игры. И пока Ракович с Кормильцевым не подтвердили, что такая игра действительно существует, он не воспринимал моё предложение всерьёз. Но уже в тот момент, когда я произнёс: «15», судьба оформления альбома была решена — квадрат игры идеально лёг на квадрат магнитофонной коробки.

Лицевая часть магнитоальбома "15"
Лицевая часть магнитоальбома "15"

В развитие темы были придуманы руки, которые перемещают фишки с названиями песен, и космос. С самого начала было очевидно, что это должен быть «двойник»! Двойник — не просто увеличенный размер альбома, это другое качество: признак творческой мощи и плодотворности группы.

Внутренний разворот
Внутренний разворот

Для «Пятнадчика» (изначально это прозвище связано с номиналом советской монеты в 15 коп., но, вследствии распространения в других регионах, к альбому пристала кличка "Пятнашки") был разработан уникальный дизайн, где при помощи корешка соединялись две коробки с катушками. Пришлось позаботиться об изображении на корешок и маркировке катушек буквами соответственно сторонам альбома, чтобы вся затея приобрела максимально «фирменный» вид.

Реконструкция уникального дизайна  двойного магнитоальбома группы Урфин Джюс «15». Две картонные коробки от катушек расклеивались, выворачивались на изнаночную незапечатанную сторону и склеивались снова. После этого к ним монтировался корешок удвоенной ширины, который собирал коробки в единую конструкцию «двойника». На каждую из сторонок приклеивалась квадратная фотография с оформлением, а внутрь каждой из половин вкладывался сложенный лист с распечаткой текстов и катушка с записью
Реконструкция уникального дизайна двойного магнитоальбома группы Урфин Джюс «15». Две картонные коробки от катушек расклеивались, выворачивались на изнаночную незапечатанную сторону и склеивались снова. После этого к ним монтировался корешок удвоенной ширины, который собирал коробки в единую конструкцию «двойника». На каждую из сторонок приклеивалась квадратная фотография с оформлением, а внутрь каждой из половин вкладывался сложенный лист с распечаткой текстов и катушка с записью
 Фрагмент вкладыша с текстами, размноженного на ризографе
Фрагмент вкладыша с текстами, размноженного на ризографе

Среди иллюстраций к песням есть одна примечательная: в космической черноте на чистом нотном листе лежат круглые очки Саши Пантыкина и карандаш. На этот образ меня вдохновила песня «Чего это стоило мне», не вошедшая в альбом, но ставшая навсегда гимном группы Урфин Джюс.

Графическое дополнение  к альбому «15»: «Чего это стоило мне» и «Homo Superior»
Графическое дополнение к альбому «15»: «Чего это стоило мне» и «Homo Superior»
В чёрной коже, спокойной походкой,
Не глядя по сторонам,
Ступая уверенно через вселенную,
Он приближается к нам.
Как колодец с водою холодной
Стальной взгляд его глаз,
Словно урчание преисподней
Голос его ледяной.
И. Кормильцев «Homo Superior»

В отличие от "Путешествия", "Пятнадчик" стал маркером группы, продемонстрировав небывалое жанровое разнообразие музыкальных тем Пантыкина и поэтических провокаций Кормильцева. На мой взгляд историческая роль этого альбома для русского рока подобна великим британским двойникам вроде "The Lamb Lies Down in Broadway". Она заключается не только в том, что "мы тоже не пальцем деланы", а в том, что "мы можем и что-то совсем другое".

Графическое дополнение к альбому: "Человек наподобие ветра"
Графическое дополнение к альбому: "Человек наподобие ветра"

Распространение записи "Пятнадчика" оказалось весьма успешным, думаю, что и странный дизайн тут сыграл свою рекламную роль. Группу узнали как в столицах, так и на периферии. Сегодня знают творчество группы лишь узкий круг фанатов и специалистов, но название врезалось многим - прав оказался маркетолог Пантыкин, взяв для трамплина заглавие любимой детской сказки.

Оборотная сторона магнитальбома "15"
Оборотная сторона магнитальбома "15"

Если бы я о чём-то мечтал, по поводу этого альбома, так пожалуй о том, чтобы лучшие наши группы сделали кавер-клон этого альбома, как "у них" переиграли "Сержанта", "Дарк Сайд" и прочие культовые пластинки. Уж больно много в нём заложено плодотворных музыкальных идей. А о собственном "кавере кавера" этого альбома я расскажу в следующей главе.

(Продолжение следует).

Начало читайте здесь: "С роком 40 лет". Как появилась эта книга
Спасибо, что дочитали до конца. Не оставляйте без внимания: оцените пальцем, похвалите в комментариях, делитесь с друзьями в соцсетях - мне не жалко!

Подписывайтесь на мой канал ROCK-N-ART

-13