Орки — одна из стандартных фэнтезийных рас. Однако в реальности мира Арда, которую нам показал писатель Толкиен, орков изначально не было. Их своим чёрным колдовством создал из пленных эльфов Мелькор, тёмный вала. Причём впоследствии за долгие тысячелетия орки не менялись, оставаясь именно такими, какими были изначально.
Так было до самого конца Третьей эпохи, пока майя Курумо, он же маг Саруман, не вывел породу урук-хаев, которых можно считать проапгрейженными орками. Чем его урук-хаи отличались от обычных орков? Ростом, силой, дисциплиной. Они отлично умели держать строй, не уступая в этом хорошо обученным солдатам-людям. Кроме того, они не боялись солнечного света, в отличие от изначальных орков. Мордорские орки в битвах побеждали исключительно за счёт огромного численного превосходства. Урук-хаи же оказались куда более опасным противником. Так неужели Мелькор не смог сразу сделать орков именно такими?
Рассмотрим, какие из орков солдаты. Очень плохо умеют воевать днём, поскольку боятся солнечного света. Дисциплина, мягко говоря, посредственная. Могут перед боем выстроиться в некое подобие фаланги, но во время битвы их строй рассыпается. Слабее среднего человека или гнома, притом не могут сравниться в ловкости с эльфами. Другими словами, в полевом сражении использовать орков можно лишь от полной безнадёги, если нет иных альтернатив. Однако, как Мелькор, так и Саурон основную ставку всегда делали именно на орков. Почему? Они что, не видели очевидных недостатков орочьей армии, больше похожей на дикую орду?
Все вышеперечисленные недостатки тёмные властелины отлично видели. И если была такая возможность, то посылали на вражеский строй кого угодно, но не орков: людей, троллей, олифантов или драконов. Орки же добивали уцелевших врагов, тут с ними мало кто мог сравниться. Но зачем было нужно создавать настолько никудышных бойцов?
Справедливости ради, нужно упомянуть о чёрных уруках. Это майа, выбравшие сторону Мелькора и воплотившиеся в тела, похожие на орочьи, но существенно более крупные и сильные. Отличные бойцы, к тому же хорошо мотивированные, с многотысячелетним боевым опытом. Вот только было их крайне мало, по сравнению с прочими орками. Они обычно возглавляли армии или подчиняли себе орды диких орков. Так почему Мелькор изначально не сделал орков такими же, как сарумановы и чёрные урук-хаи?
Посмотрим, есть ли у орков преимущества перед людьми. Орки отлично видят в темноте. Умеют красться, прятаться и подкрадываться, в том числе большими группами. Могут ходить бесшумно, умеют стрелять из луков, причём достаточно метко (хуже эльфов, но не уступая людям). Отлично дерутся вне строя, в том числе в ситуации «один против нескольких врагов» (в тексте «Властелина колец» были подобные эпизоды). Замечательно умеют обращаться с любой техникой, в особенности военной. Хорошо считают, умеют читать и писать на чёрном наречии. А ещё орки идеально взаимодействуют с боевыми животными — летучими мышами (которые служат для разведки, как современные беспилотники) и варгами (супер-волками).
Что мы видим в итоге? Бойца-спецназовца. Недисциплинированного (с точки зрения строевика), зато ловкого, умелого, сообразительного, инициативного, отлично владеющего техникой и оружием. Разведчика и диверсанта. Отправлять такого солдата против вражеской фаланги заведомо бессмысленно, он совсем для другого предназначен. Но почему тогда орков настолько много? Ведь в современных армиях их в разы меньше, чем обычной пехоты. Почему на Арде не так?
Потому что сейчас доминирует опыт Второй Мировой (а также предыдущих войн), исход которой определили большие сражения, происходившие в открытой местности. Сколько за все четыре эпохи (а это двадцать с лишним тысяч лет) в Средиземье было крупных сражений? Хотя бы два десятка наберётся? Получается, что битвы случались не чаще, чем раз в тысячу лет, всё остальное время шла непрерывная «малая война». Вспомним Берена или Арагорна, которые практически всю свою жизнь воевали либо в одиночку, либо в составе малого отряда (Арагорн, правда, всё же поучаствовал в больших боях, но длились они очень недолго). А орки, причём именно мордорские, идеальны не только как диверсанты, но ещё и как охотники за партизанами, вроде немецких егерских команд во Второй Мировой войне. Для того они и создавались.