После распада Советского Союза на Украине было множество промышленных предприятий, которые могли стать основой для молодой страны. Однако что то пошло не так и ряд крупных заводов один за одним становились убыточными.
Речь пойдет про, возможно последний, автомобильный завод в городе Кременчуг, выпускавший грузовики КрАЗ. Завод был основан после войны и изначально выпускал мостовые конструкции.
Однако со временем был перепрофилирован на выпуск комбайнов, а потом и большегрузных автомобилей. Перед распадом СССР завод выпускал более 25 тысяч автомашин в год.
Уже в независимой Украине выпуск продукции резко упал. До 1 тысячи в год в 2000 году. Впрочем, завод был прибыльным. Были заказы из-за рубежа, открылось новое производство во Вьетнаме. Работало конструкторское бюро, создавалось что-то новое. Помогали и заказы на военные грузовики.
КрАЗ, как и многие предприятие Украины, существовал в тесной кооперации с российскими заводами. В данном случае, двигатели ЯМЗ и прочие комплектующие.
В этом плане очень показателен 14-ый год, когда КрАЗ впервые стал убыточным. Чуть позже было объявлено и о полном отказе от российских двигателей. Их пришлось заменить на немецкие, что сильно сказалось на конечной стоимости. В таких условиях грузовики КрАЗа становились невыгодными и неинтересными покупателю.
Завод не развивал и сервис продаж. Как пишут, практика была такая - покупатель просто приезжал на завод и смотрел что там.
Постепенно иссякли и заказы от Минобороны Украины, хотя КрАЗ регулярно предлагал различные модели. Дело дошло до того, что администрация Кременчуга закупила технику МАЗ, а не у своих.
Отказ от российских двигателей сказался очень сильно. Предприятие обходными схемами закупало через Прибалтику двигатели ЯМЗ, но сами понимаете, это не удешевляло процесс.
В 2019 году продано менее 200 грузовиков. Только долгов по зарплате десятки миллионов гривен. Общая разруха, отсутствие военных заказов, коррупция, старые модели. Все это не дает заводу шансов на светлое будущее.
На Украине признают, КрАЗ могут спасти только нестандартные методы. К таким причислен экспорт в Африке, но лично у меня есть сомнения, что это сработает.
К сожалению, затухание легендарных советских предприятий стало нормой на Украине. ЗАЗ, "Мотор Сич", "Южмаш", Николаевский Судостроительный, ЛАЗ, "Антонов".... Список может быть очень длинным.
Надежда на то, что наши соседи одумаются еще есть. В противном случае, Украина, как и её заводы, уйдут в прошлое.