Найти тему
СВЕТ и ВРЕМЯ

Лекция №2. Первые отпечатки без руки художника

Итак, в предыдущей лекции мы говорили о прототипе современного фотоаппарата - камере-обскуре. Ссылка на предыдущую лекцию в конце статьи. Этот прибор широко использовался для воспроизведения или технического копирования различных изображений.

Следующим эволюционным этапом было изобретение такой бумаги, которая могла бы оставлять на себе проявленное светом изображение. Воздействие света в природе можно увидеть на примере зелени, или загара на коже, или выгорания яркой ткани.

Слева пластина, датируемая примерно серединой XIX века, справа - современный отпечаток с этой пластины. Канада.
Слева пластина, датируемая примерно серединой XIX века, справа - современный отпечаток с этой пластины. Канада.

И вот такое светочувствительное вещество было открыто. Это было йодистое серебро. Для получения этого вещества зеркально отполированные серебряные пластинки помещали в ящик, на дне которого в открытой чашке находился йод. Под действием паров йода на поверхности пластинки постепенно образовывался тонкий слой светочувствительного йодистого серебра.

Съёмка на таких пластинках продолжалась 3–4 минуты, после чего пластинку уже в темноте или при очень слабом освещении переносили в закрытый ящик и помещали над блюдцем со ртутью.

Здесь пластинку оставляли на несколько часов. Под действием паров ртути на тех участках пластинки, на которые действовал свет, образовывалась так называемая амальгама (раствор серебра в ртути) белого цвета. С остальной поверхности пластинки йодистое серебро удаляли, обнажая её зеркальную поверхность.

Полученный таким образом снимок был зеркально отражённым, то есть предметы, находившиеся справа, на снимке получались слева, и наоборот. Рассматривать его надо было под некоторым углом к свету: тогда серебряные места казались тёмными, а места, покрытые белой амальгамой, светлыми.

Так впервые были получены фотографические снимки. Качество их было невысоким, и стоили они очень дорого. Однако сходство с натурой было так велико, а способ получения снимков так прост, что фотография с необычайной быстротой распространилась по всему миру.

-3

Может быть, в ваших семейных альбомах есть фотографии, сделанные в этой технике. Наши предки были вынуждены сидеть без движения 4 минуты и даже стараться не моргать. Это делало портретную фотографию несколько статичной. Зато этот способ прекрасно подходил для съемки природы и архитектуры.

Первый русский фотограф, Сергей Львович Левицкий, снимал членов императорской фамилии, а также Гоголя, Тургенева, Толстого, Герцена. Сам Наполеон III обращался к нему за снимком. Его фотоателье на Невском проспекте называлось "Светопись", что является буквальным переводом с древнегреческого слова "фотография". Также он первый настоял на применении ретуши к изображению. Об этом мы с дальнейшем поговорим, когда поднимем вопрос о роли графических редакторов в работе современного фотографа, и о споре их допустимости при профессиональном подходе.

Фото С.Л. Левицкого. Справа: Тютчев в Париже в 1865 г., слева, Князь Михаил Романов на костюмированном балу
Фото С.Л. Левицкого. Справа: Тютчев в Париже в 1865 г., слева, Князь Михаил Романов на костюмированном балу

Продолжение следует...

Предыдущую статью можно прочитать по ссылке