Найти в Дзене
Ветер с Атлантики

Столтенберг презентовал новую стратегию «НАТО 2030». Что изменится?

8 июня генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг анонсировал инициативу «НАТО 2030», которая должна определить курс развития альянса на ближайшее десятилетие. Впрочем, насколько можно судить по тизеру, ничего нового: Брюссель хочет получить от Европы больше денег, а для себя – больше влияния.

Стратегия «НАТО 2030» возникла из ниоткуда. Обычно любому крупному событию в альянсе предшествует длительная рекламная кампания в социальных сетях: Брюссель готовит тематические изображения, видеоматериалы, игры, проводит опросы – делает все для того, чтобы его старания не прошли незамеченными. Так происходит перед саммитами альянса и ключевыми учениями.

Удивительно, что план «НАТО 2030», который определит военно-политическую жизнь тридцати государств на 10 лет вперед, был оглашен как бы между прочим.

Это можно объяснить тем, что, вероятно, изначально презентация стратегии была запланирована на другое время – например, на конец года. Однако в альянсе решили достать козырь из рукава на полгода раньше, чтобы с его помощью решить сразу две проблемы: сгладить негативное впечатление от бездействия руководства альянса во время пандемии и отвлечь Европу от антинатовских размышлений, которые постепенно захватывают все больше европейских стран.

Этот ход можно было бы назвать даже изящным, если бы в тезисах, изложенных Столтенбергом, было хоть что-то интересное. Но, увы, с инновационными идеями в Брюсселе нынче туго. Своих союзников штаб НАТО по-прежнему запугивает врагами, которые везде (террористы и Россия уже не в первый раз оказались в одном ряду), Китаем, который вот-вот поработит мир, и злыми фейк-ньюс-мейкерами.

Способов победить эти беды генсек предложил сразу два. Первый – сделать альянс более активным игроком в политике, который бы принимал участие в решении большего числа вопросов, чем сейчас. Столтенберг отдельно отметил, что речь идет не о «глобальном присутствии», а о «глобальном подходе», но еще неизвестно, что хуже: если альянс увеличит число своих баз в мире, или если его мнение станет учитываться при решении вопросов, которые его напрямую не касаются.

Второй способ – еще банальнее. Речь опять зашла про деньги, причем, похоже, Европе придется не только сохранить расходы на прежнем уровне, к чему неоднократно призывал генсек в этом году, но и увеличить их.

Пока делать предположения о том, к чему приведет «НАТО 2030», рано, но ясно одно: говорить о реальных изменениях пока не приходится. Главная задача новой стратегии – в другом: пока мир будет оправляться от последствий пандемии – в первую очередь, экономических – «2030» станет для Брюсселя и Вашингтона основным рычагом давления на своих европейских партнеров. «Правила хорошего союзника» уже написаны, и всем, кто не хочет попасть в опалу, придется их соблюдать.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал "Брюссельский стукач", чтобы всегда быть в курсе самых важных новостей о деятельности НАТО.