Убрать Картера» (1971 г.)
Жанр: Криминальный триллер
Режиссер: Майк Ходжес
В главных ролях: Майкл Кейн, Иан Хендри, Джон Осборн, Бритт Экланд
Сюжет: Джек Картер – убийца, работающий на лондонских гангстеров. Узнав, что его брат погиб при странных обстоятельствах, Картер отправляется в родной город и проводит расследование.
К этому фильму я заходил издалека: сначала несколько раз смотрел американский римейк с Сильвестром Сталлоне, потом спустя годы нашел и прочитал оригинальный роман Теда Льюиса, и вот добрался до фильма 1971 года. Начну не с главного, но важного. Американская версия «Убрать Картера» – прилизанный и кастрированный голливудский выродок, о существовании которого следует забыть.
Теперь поговорим о хорошем фильме.
Дебютная работа режиссера Майка Ходжеса вышла жестокой, сексуально раскрепощенной и, в то же время, не лишенной элегантности. Для достижения цели не пришлось выливать литры бутафорской крови. Имея на руках хороший первоисточник, режиссер не стал изобретать велосипед. Также в его распоряжении был Майкл Кейн, который убедительно сыграл хладнокровного и аморального главного героя.
В этом криминальном триллере нет ни одного положительного персонажа. Все герои показаны через пороки: разврат, жестокость, эгоизм и прочие. Если вдруг возникает чувство, что Картер действует из благородных мотивов, то зрителю тут же напоминают, кем является главный герой.
В свое время фильм неплохо выступил в прокате, но в силу обстоятельств оказался фактически забыт. Только в 1990-х началась ревизия «Убрать Картера». Например, фильм включили в список 100 лучших британских фильмов XX века (16-е место) Британского института кинематографии.
Прибыв в родной город, Картер проводит методичное, почти полицейское расследование обстоятельств смерти брата. Лишенный эмоций деловой обмен фразами с представителем похоронной службы – «Он был в ужасном состоянии?/ Бывали и хуже» – действует сильнее, чем если бы в этой сцене Картер бил кулаками стены или играл желваками. Герой похож на оценщика морального ущерба, а не горюющего родственника. Поэтому в ходе фильма легко начать сомневаться в его мотивах.
В плане обнаженной натуры «Убрать Картера» дает фору итальянским джалло. Что касается сцен с сексуальным подтекстом, то они изобретательны и изощренны. Взять эпизод с сексом по телефону. Картер звонит любовнице, которая также девушка его босса, и начинает ее «заводить». На одном конце провода полуобнаженная извивающаяся женщина, на другом – лишенный эмоций герой, змеиным взглядом гипнотизирующий хозяйку гостиницы. Та, затаив дыхание, слушает и при этом ритмично раскачивается в кресле, с характерным скрипом. В одной этой сцене секса больше, чем в иных эротических триллерах 1990-х годов.
В фильме снялся известный английский драматург Джон Осборн. Еще одну из главных ролей исполнила Бритт Экланд, которая через три года исполнит роль девушки Бонда в фильме «Человек с золотым пистолетом».
Мне нравится, что фильм не склонен к рефлексии. Ни тебе морализаторства, ни надежды на то, что кто-то из героев изменится в лучшую сторону. В американском ремейке 2000 года попытались прописать все эти сопли и получили на выходе невразумительную чушь.
Здесь же все четко. Приглашение Картера поехать с ним и любовницей в Южную Америку похоже на обыкновенную вежливость, с расчетом на отказ. У него нет особых родственных чувств к племяннице, а может и дочери. Он дает ей деньги и уходит со спокойной душой по своим делам. И у нее нет к нему никаких чувств. Единственный человек, который их объединял, мертв и фильм не потратит ни минуты времени на то, чтобы попытаться выдавить из зрителя слезу на тему – «А ведь все могло быть иначе».
«Убрать Картера» – бескомпромиссный гангстерский фильм, эталон жанра. Джек Картер – читающий Раймонда Чандлера, курящий Gitanes без фильтра, выпивающий, аморальный, – идеальный антигерой в этой истории о детской порнографии, игорном бизнесе и мести.