У многих скептиков возникает один заезженный вопрос: Если мотор может работать лучше и ехать быстрее, почему производитель не выпускает его уже с завода с такой прошивкой? Ответ довольно емкий, но постараюсь коротко. Дело в том, что производители имеют ряд причин, по которым они сознательно не позволяют мотору раскрыть весь свой потенциал.
- Экология. При создании мотора производители несут ответственность за его экологичность, в последнее время рамки довольно жесткие, поэтому большинство моторов «искусственно задавлены», чтобы снизить уровень загрязнения ОС.
- Экономия топлива. Полный потенциал мотора не раскрывают также и для экономии топлива. Далеко не всем важно «как валит», очень многие сегодня больше задумываются о том «сколько жрет».
- Ресурс двигателя. С целью продления срока службы, мотор не должен работать на пике возможностей, поэтому производитель двигателя сознательно настраивает его таким образом, чтобы силовой агрегат работал особо не напрягаясь, примерно на 50% при обычной эксплуатации или на 75-80% при пиковых нагрузках. Если бы ограничений не было, моторы умирали бы скорее, причем уже на стадии обкатки, так как не все понимают, как можно и как нельзя…
Какими плюсами обладает чипование?
- Прибавка мощности. Специалисты утверждают, что чип-тюнинг может обеспечить прирост мощности на турбированных движках вплоть до 35%. На атмосферниках прибавка будет менее существенный — от 5 до 10%.
- Цена вопроса и время. Прошивка — это относительно недорогой вид тюнинга, который не требует много времени или дорогостоящих работ. На все про все уходит порядка 20-30 минут, а цена доработки зависит от модели авто и конкретного тюнинг-ателье.
- Коррекция расхода. Не все преследуют цель получить прирост мощности, есть и те, кто «шьется» для того, чтобы, к примеру, получить экономию топлива, для адаптации мотора под другой тип топлива (92 вместо 95) или для корректной работы ГБО.
- Чиповка и скорость. Благодаря чип-тюнингу можно снять ограничения, установленные производителем, как правило, многие убирают ограничение скорости 250 км/час, которое установлено на большинстве авто.
- Точная и правильная настройка. Чип позволяет настроить мотор именно так как вам нужно, исходя из тех изменений, которые уже внесли. Например, вы заменили ЦПГ или поставили турбину, или произвели полный цикл доработок, которые «родная» прошивка просто не в состоянии раскрыть. Именно в таких случаях помогает чипование.
- Ошибки и неисправности. Заливка новой микропрограммы позволяет отключить некоторые элементы или «научить» мотор не замечать неисправность того или иного узла. Так, к примеру, многие перепрошиваются после того, как из строя выходит катализатор.
Это не полный перечень всех плюсов и возможностей, однако в большинстве случаев автовладельцы преследуют именно эти цели.
Какими минусами обладает чипование?
- Цена. Не всегда чип-тюнинг это относительно недорогая процедура. На некоторых моделях за это просят довольно большие деньги, особенно если все делать у официалов.
- Риск. Чип — это синоним слова риск. Во-первых, вы рискуете угробить ЭБУ, во-вторых вы также можете навредить мотору уже в первые пару часов после прошивки. Если работа будет выполнена с нарушениями или будет упущен какой-то важный момент, прошивка может обернуться капремонтом.
- Мощность = расход топлива. Прирост мощности, так или иначе, приведет к увеличению «аппетита» двигателя, если вы не готовы расплачиваться за дополнительные «лошадки» своими кровными, причем постоянно, то такой тип тюнинга явно не для вас.
- Сокращение ресурса. Повышение мощности увеличивает нагрузку на рабочие поверхности и детали. Мотор работает на пике возможностей при высоких температурах, что не может не сказаться на сроке службы двигателя.
- Ремонт. Из-за повышенных нагрузок возможны непредвиденные поломки. Детали, которые рассчитаны на другие нагрузки, могут не выдержать, что приведет в итоге к необходимости постоянно что-то чинить. Это дополнительные расходы и трата времени.
Что в итоге, стоит ли делать чип-тюнинг?
Современные моторы, в принципе, и так имеют неплохие показатели мощности и могут похвастаться прекрасной динамикой. При этом они обладают умеренным аппетитом и умеют использовать минимум топлива при незначительных нагрузках. Это значит, что, если вы обычный владелец неплохой и довольно быстрой иномарки, не стоит выжимать из нее последние соки дабы получить от нее максимум. Последствия, скорее всего, будут отрицательными нежели положительными, поэтому вряд ли в таком случае игра стоит свеч.
С другой стороны, если вы фанат скорости, обожаете тюнинг и имеете авто, которое «расположено» к этому (существует целый ряд авто, которые можно и даже нужно тюнинговать), вопрос стоит или нет, для вас не будет таким однозначным. Имея желание и финансовую возможность при правильном подходе, прошивка имеет право на существование. Чипование позволит вам раскрыть весь потенциал прокачанного движка и выжать из него по максимуму. В то же время, вы должны понимать, что в таком режиме мотор будет жить недолго.
Однозначно ответить на вопрос стоит ли чиповать двигатель — не существует. Процедура имеет ряд плюсов и минусов. Самое главное понять для себя — зачем вам это, только после этого вы сможете решить стоит чиповать мотор или нет. Выполняя прошивку, помните о рисках и доверяйте специалистам, самостоятельные «танцы с бубном» чаще всего заканчиваются печально. Также постарайтесь не идти у жадности на поводу, не стоит выжимать все соки из своего авто, если вам нужна существенная прибавка мощности — просто купите другой более «лошадистый» экземпляр.