Диагноз "аутизм" часто вызывает недовольство у родителей. Расскажу про 4 характера, которые родители считают нормой, а психиатры - отклонением, признаками расстройства аутического спектра и других заболеваний нервной системы.
1. "Мой ребенок просто самостоятельный".
Дети с рождения инстинктивно просят о помощи. Сначала они плачут и тянутся к предмету, потом показывают пальцем, потом просят словами. И уже потом, где-то после 3-х лет, постепенно созревает та самая самостоятельность.
Конечно же, нет проблемы в том, что двухлетний ребенок сам налил себе компот (и разлил половину), молча поднял с пола игрушку, сам одевает носочки. Самостоятельность детей с РАС иная. Ребенок словно бы и не догадывается, что можно просить, не ищет глазами и не зовет маму, когда ему что-то нужно, или он попал в затруднительную ситуацию.
Обычно такие дети залезают на высокие шкафы, чтобы взять оттуда игрушку, могут легко утопать от вас на прогулке, но кране неловки в одевании и самообслуживании.
В будущем таких детей большие проблемы с различением, что можно, а что нельзя в коллективе. Они без всякой задней мысли могут взять ручку со стола воспитателя, вкусную колету с тарелки товарища, уйти в игровую во время тихого часа, забрать школьный журнал, чтобы узнать свои отметки. Их нужно учить обращаться просьбой, в том числе - узнавать у других людей, что можно, что нельзя. Если вы хотите им что-то запретить или заставить сделать - говорите прямо, т.к. намеков они не понимают.
2. "Мой ребенок просто очень любит меня"
Такой ребенок не отлипает от матери ни на секунду. Он постоянно на руках или рядом, каждый уход мамы (даже в туалет!) сопровождается бурной истерикой, кроме мамы никто не нужен вообще, другие члены семьи могут вызывать очень слабый интерес или вовсе быть фоном, мебелью.
А уж детский сад для таких детей - настоящий кошмар. Там они весь день рыдают или сидят в укромном уголке, часто болеют. От групповых занятий отказываются. Они не находят общего языка ни с детьми, ни со взрослыми. Умея говорить, они не отвечают на вопросы посторонних и вообще не вступают с ними в беседу, в лифте с незнакомцем такой ребенок отворачивается лицом к стенке.
Типичные названия - "несадиковский ребенок", у психологов - симбионт.
Постоянно хотеть на ручки нормально до 1 года и даже чуть старше. С возрастом тодлера у ребенка должен возникнуть хотя бы умеренный интерес к окружающему миру, а к 3-м ребенок уже может проводить какое-то время без матери, в компании воспитателя или значимого взрослого, не делая из этого трагедию.
3. "Мой ребенок - лидер"
Такой малыш - настоящая сорвиголова. Это смелый и общительный исследователь, который любит попрыгать и побегать, покричать, совершить какой-нибудь экстравагантный поступок, например намазать щеки маслом, лечь на пол и поорать. Другие дети с удовольствием будут ему подражать: стучать палкой как Саша или кидать на землю помидоры как Маша всегда веселее, чем чинно ковыряться в песочнице. Если ребенок говорящий, он любит контролировать поведение других детей: "Это можно, а это нельзя". Знаю одного ребенка, который в садике выучил Административно-процессуальный кодекс и под расписку выдавал детям игрушки о_О
Но в то же время, "лидер" абсолютно неуправляем, с ним трудно договориться, заставить делать его то же, что и все. Ходить за ручку, одевать варежки, клеить кружочки, соблюдать режим - на это он не согласен, да, местами, и не способен.
На одном форуме я прочла другое название: зажигалочка. Писала одна мама (пересказываю, что запомнила):
"Мой ребенок не говорит, нет указательного жеста, он очень упрямый и подвижный. Он отказывается заниматься с логопедом, участковый невролог, говорит, что у нас РАС, а логопед посылает на ABA. Но я не дам сделать из моего ребенка аутиста. Он у нас зажигалочка, а педагоги должны найти к нему подход".
В возрасте до 3-х лет такой ребенок может быть похож на лидера, особенно если есть более-менее нормальная речь, а потом оп - карета превращается в тыкву. Другие дети начинают критически относиться к поступкам такого жгуна, а родители устают от капризов-истерик, обязательно сопровождающих любой отказ. Это я вам как мать "зажигалочки" говорю.
На старых дрожжах "зажигалочка" может как то влиться в коллектив, но верховодить стайкой мальчишек уже не будет.
Для лидерства нужны:
- умение подчиняться "старшему по званию" (воспитателю, старшему мальчику, папе с ремнем и пр.);
- грамотная речь (все дети с РАС имеют речевые нарушения);
- блестящие навыки сюжетно-ролевой игры, организаторские способности и адекватные интересы ("Давайте играть в динозавров! Я - стегозавр, буду вас ловить и есть!" );
- интерес и умения в спортивных играх (дети с РАС, как правило, "криворуки", не понимают игр по правилам и не любят соревноваться).
Несмотря на ту кучу проблем, которые создают "зажигалочки", они не желают другим зла - просто не видят ничего кроме своих "хотелок" и не умеют мириться с отказами. Лидерами они не становятся, но при правильном приложении мозгов и энергии могут стать уважаемыми специалистами, начальниками отделов.
Своего ребенка я учу принимать отказы, корректирую нежелательное поведение методами ABA, например, таймаутом.
4. "Мой ребенок - прирожденный психолог".
Это очень редкий тип аутистов, вдумчиво анализирующий мир нейротипичных людей. В юном возрасте они могут быть такими же нечуткими, как и другие аутисты, но впоследствии много думают о людях и причинах их поступков, хорошо понимают эмоции и настроение.
Они увлекаются гороскопами, биологией, психологией, литературой, актерским искусством - всем, что объясняет для них людское поведение.
Но у них могут оставаться аутичные черты: истерики, уход в себя, сенсорные перегрузки, нарушения сна и пищевого поведения, фобии и другие расстройства психики. Эти люди очень тонкокожи и уязвимы. Если читали "Альтиста Данилова", где финале полудемона наказывают гиперчувствительностью, так вот: это оно, то самое.
Таких аутистов называют гиперсенсетивами, а такой тип аутизма "женским", так как он чаще всего встречается у женщин, чем у мужчин.
Проблемы гиперсенсетивов в том, что, понимая эмоции людей, они:
- не могут адекватно на них реагировать (например, утешают подругу, у которой болеет мама: "Да не умрет же она...");
- тонут в своих и чужих эмоциях, не отличают главные проблемы от второстепенных (что хуже: у подруги умерла мама или у друга украли кошелек);
- подвержены психосоматическим реакциям (в знак сочувствия может разыграться гастрит или мигрень).
Гиперсенсетивы нуждаются в том, чтобы о ком-то заботиться и быть нужными. Они могут быть волонтерами. Если с людьми выстроить отношения не получается, то обычно это растения или животные.