Вы когда нибудь задумывались, почему в отношениях партнеры ведут себя по-разному?
Один начинает приставать с расспросами и обвинениями, а другой предпочитает отмалчиваться и закрываться?
Это не потому, что кто-то любит больше или меньше, это потому, что мы по-разному справляемся с тревогой, когда чувствуем угрозу для себя или для наших отношений.
Это происходит не всегда, а только с партнером, с которым устанавливается глубокая эмоциональная связь-привязанность.
Начнем с того, что центральная идея теории привязанности была описана английским психоаналитиком Джоном Боулби в отношении детской психологии и заключалась в том, что для нормального развития ребенку нужен значимый взрослый, способный понимать и удовлетворять его потребности. Это позволяет ребёнку чувствовать себя в безопасности, воспринимать эти отношения как надежную опору, позволяющую как быть рядом, так и отдаляться для изучения мира. Так формируется надежная привязанность. Во взрослых отношениях она выражается доверием к партнеру, способностью оказывать ему эмоциональную поддержку, обращаться за такой поддержкой к нему и нормально воспринимать временную разлуку, не впадая в панику. Про таких редко пишут стихи и снимают кино, такие пары и к семейному психологу, скорее всего, не придут😉
Привязанность становится НЕнадежной, когда мама (или др.значимый взрослый:
- отсутствует в жизни ребенка или внезапно исчезает
- неспособен по каким либо причинам удовлетворить потребности ребенка
- не является источником безопасности, а наоборот, пугает ребенка (семьи с зависимыми, домашнее насилие и т.д.)
Тогда доверие к миру подрывается, близкие отношения воспринимаются как небезопасные и у ребенка формируется индивидуальный стиль поведения, который эмоционально-фокусированные терапевты назвали «рабочая модель». Именно ее мы и используем в парных отношениях, чувствуя тревогу. По поводу или без. Это наш способ справляться. Мы либо «выпрашиваем» подтверждение любви, заранее в нее не веря, либо закрываемся, чтобы не было больно...
Мэри Эйнсворт-ученица Джона Боулби, провела в 1970 г исследования под названием «Незнакомая ситуация» (можете погуглить) с сотнями детей в возрасте от года до полутора лет.
В этом эксперименте изучалось
поведение детей, когда их мамы неожиданно выходили из комнаты, оставляя ребенка с незнакомцем. По реакции детей на отсутствие и возвращение матери были описаны 3 типа привязанности: надежная, тревожно-амбивалентная и избегающая.
Позже установили еще и дезорганизованный тип привязанности, но он встречается редко, в основном у детей, подвергающихся
жестокому обращению.
Во взрослых отношениях эти типы легко определить при временной разлуке. Как ведут себя партнеры? Кто-то звонит, контролирует и злится. А кто-то не отвечает, замыкается и оправдывается.
Как каждое из нарушений привязанности появляется в детстве и как оно влияет на парные «танцы» взрослых людей я напишу подробно в серии статей по трем типам привязанностей.
А пока подумайте и напишите в комментариях, к какому типу относитесь вы или ваш партнер? 😉
Надежному? Тревожному или избегающему?
Вы когда нибудь задумывались, почему в отношениях партнеры ведут себя по-разному?
Один начинает приставать с расспросами и обвинениями, а другой предпочитает отмалчиваться и закрываться?
Это не потому, что кто-то любит больше или меньше, это потому, что мы по-разному справляемся с тревогой, когда чувствуем угрозу для себя или для наших отношений.
Это происходит не всегда, а только с партнером, с которым устанавливается глубокая эмоциональная связь-привязанность.
Начнем с того, что центральная идея теории привязанности была описана английским психоаналитиком Джоном Боулби в отношении детской психологии и заключалась в том, что для нормального развития ребенку нужен значимый взрослый, способный понимать и удовлетворять его потребности. Это позволяет ребёнку чувствовать себя в безопасности, воспринимать эти отношения как надежную опору, позволяющую как быть рядом, так и отдаляться для изучения мира. Так формируется надежная привязанность. Во взрослых отношениях она выражается доверием к партнеру, способностью оказывать ему эмоциональную поддержку, обращаться за такой поддержкой к нему и нормально воспринимать временную разлуку, не впадая в панику. Про таких редко пишут стихи и снимают кино, такие пары и к семейному психологу, скорее всего, не придут😉
Привязанность становится НЕнадежной, когда мама (или др.значимый взрослый:
- отсутствует в жизни ребенка или внезапно исчезает
- неспособен по каким либо причинам удовлетворить потребности ребенка
- не является источником безопасности, а наоборот, пугает ребенка (семьи с зависимыми, домашнее насилие и т.д.)
Тогда доверие к миру подрывается, близкие отношения воспринимаются как небезопасные и у ребенка формируется индивидуальный стиль поведения, который эмоционально-фокусированные терапевты назвали «рабочая модель». Именно ее мы и используем в парных отношениях, чувствуя тревогу. По поводу или без. Это наш способ справляться. Мы либо «выпрашиваем» подтверждение любви, заранее в нее не веря, либо закрываемся, чтобы не было больно...
Мэри Эйнсворт-ученица Джона Боулби, провела в 1970 г исследования под названием «Незнакомая ситуация» (можете погуглить) с сотнями детей в возрасте от года до полутора лет.
В этом эксперименте изучалось
поведение детей, когда их мамы неожиданно выходили из комнаты, оставляя ребенка с незнакомцем. По реакции детей на отсутствие и возвращение матери были описаны 3 типа привязанности: надежная, тревожно-амбивалентная и избегающая.
Позже установили еще и дезорганизованный тип привязанности, но он встречается редко, в основном у детей, подвергающихся
жестокому обращению.
Во взрослых отношениях эти типы легко определить при временной разлуке. Как ведут себя партнеры? Кто-то звонит, контролирует и злится. А кто-то не отвечает, замыкается и оправдывается.
Как каждое из нарушений привязанности появляется в детстве и как оно влияет на парные «танцы» взрослых людей я напишу подробно в серии статей по трем типам привязанностей.
А пока подумайте и напишите в комментариях, к какому типу относитесь вы или ваш партнер? 😉
Надежному? Тревожному или избегающему?