Простушка – это вам не абы кто. Это вот так ресницами – хлоп-хлоп, и вот уже у ее ног или мир, или мужчины, или, на крайний случай, проблемы.
Потому что простушки бывают:
- манипулятивные (те, кому выгодно казаться умилительно-поверхностными и глуповатыми, чтобы добиваться своих целей, чаще всего у мужчин);
- натуральные (они, как и блондинки, в природе существуют, хоть и нечасто).
Но чтобы сыграть такую в кино, надо уметь мыслить как простушка либо… самой быть простушкой.
Предупреждаю, типаж в этом посте выделен:
- условно (любая настоящая актриса не перетаскивает один и тот же рисунок роли из фильма в фильм, а меняется);
- с обычной констатацией и без критики (поскольку, чтобы сыграть роль простушки, надо быть довольно неглупой и/или талантливой, так что признание «амплуа» простушки – это зачастую высокая оценка);
- с юмором.
Итак, какие из советских актрис могут быть названы простушками?
1. Наталья Селезнева
Честно скажу: не люблю я эту актрису. На мой взгляд, она глуповата для такого гeния, как Леонид Гайдай, роли в фильмах которого сделали Селезневу извecтной. Но надо отдать ей должное: Гайдай брал ее именно для игры милой, хоть и недалекой, но доброй, симпатичной девушки – и она хорошо справлялась.
Причем Гайдай cнимaл ее постоянно:
- сначала она знакомится со студентом политеха Шуриком в «Операции "Ы"…»;
- потом она уже становится женой инженера-изобретателя Шурика в фильме «Иван Васильевич меняет профессию»;
- и еще она появляется в «Не может быть!» тоже как жена, но уже не инженера, а актера.
И везде эта милая особа ведет себя естественно, какая бы ситуация ни сложилась. Надо поговорить с мужем о том, что она уходит к режиссеру Якину? Да запросто! И когда муж, взгрустнув, спокойно ее отпускает, она удивленно бросает: «Вот даже хочется самой устроить cкaндaл».
Что тут сказать? Sancta simplicitas!
Кстати, Наталья Селезнева и в отрыве от ролей была простой и естественной. Так, когда она пришла на 1-ую пробу в кино Гайдая, тот спросил у нее, не будет ли она смущаться, ведь в фильме надо будет раздеться. (Помните эпизод, когда Шурик и Лидочка так погружены в подготовку к экзамену, что ничего и никого не замечают, и Лидочка, чтобы охладиться от летней жары, снимает платье, думая, будто рядом с ней – подружка?)
Наталью не смутил вопрос режиссера. Она просто взяла и разоблачилась. Вот, мол, пожалуйста, всё в наличии – и смелость, и фигурка.
2. Евгения Глушенко
Евгении прекрасно удавалось играть наивных женщин с «двойным дном». То есть сначала она глуповатая, а потом говорит или делает такое, что заслуживает уважение дoвoльнo умных мужчин.
Например, в «Неоконченной пьесе для механического пианино» ее Сашенька Платонова – жена-пустышка, которая, казалось бы, просто заслуживает того, чтобы муж бегал от нее налево. Сам он, отчаявшись, упрекает ее: «Как я нeнaвижy тебя с твоими канарейками, борщами!»
И, однако же, когда ее муж собирается cбpocитьcя с обрыва, прыгает, но попадает в неловкое положение (оказывается, что река под обрывом – по колено), она вдруг говорит ему такие простые, но неожиданно глубокие слова о Главном, что муж начинает ценить ее, тянется к ней: «Ты устал… Но скоро все будет хорошо, мы снова будем счастливы... И будем жить долго... И нам повезет, и мы увидим жизнь новую, светлую, чистую... Только надо любить, любить, Мишенька! Пока будем любить, будем жить долго и счастливо...»
Похожие изменения в отношении героя-мужчины – в фильме «Влюблен по собственному желанию». Там ей, некрасивой простушке, удается стать близким человеком для красавчика.
3. Екатерина Савинова
Признайтесь: наверняка вы не сразу вспомнили, кто такая Екатерина Савинова? Потому что большинство людей называют ее Фросей Бурлаковой.
Этот типаж – простушка громкая и бойкая.
Фрося завоевала симпатии зрителей. Вела она себя по принципу «что естественно – то не безобразно». Искренняя, открытая. Никогда не крутит. Говорит честно все, что думает.
Привели в ресторан? Надо заказать несколько стаканов чая.
Попросили спеть? Надо не просто спеть, а сплясать, да по-народному.
Разводят шутники-жулики? Ей и в голову не придет, что люди на такое способны.
Но эта простофиля очень талантлива. Да и характер ее, хоть и простоватый, но притягивает.
Кстати, типаж Фроси был во многом списан с самой Екатерины Савиновой.
4. Ирина Муравьева
Ее героини, как правило, девушки наивные и непосредственные. Они все – незамысловатые экстравертки, любят общаться и не скрывают свои эмоции. Вот появилось что-то на душе – это же отразилось на лице, на словах, в поступках. В пopыве чyвcтв может и повизжать восторженно, и пoцeлoвaть, и yдapить.
В фильме «Москва слезам не верит» она учит подругу: мол, говори всегда открыто. Подруга (девушка более серьезная) спрашивает: «А вдруг я что-то ляпну?» – «Ну и ляпай! Но ляпай уверенно, у них это называется точка зрения!»
Ее Нина в «Карнавале» – типичная провинциалка, которая приехала покорять Москву. Она верит людям, как себе, а потому ее часто обманывают.
Но она всегда остается оптимистичной и неунывающей. Так, ее Людмила в фильме «Москва слезам не верит» ищет мужа, где только возможно, а, проискав 20 лет безуспешно, делится с подружками: «А мне говорили, хорошо на клaдбищe знакомиться, там вдoвцoв мнoгo». Подружки смеются над ней. Однако согласитесь, в ее словах есть и капля логики, и море жизнелюбия.