продолжение заметок о паломничестве в Грецию
Чем замечательна Эгина? Тем, что именно здесь жил, наставлял православный народ, совершал удивительные чудеса святитель Нектарий, названный по имени острова "Эгинским". Здесь, в возрожденном им в начале XX века Троицком монастыре, первыми насельницами которого стали его ближайшие духовные чада, и доселе почивают святые мощи этого угодника Божия.
Островок крошечный, здесь все связано с памятью великого чудотворца, он, если можно так сказать, "главная достопримечательность" Эгины. А для искренне верующих людей – ее заступник, ходатай о живущих на ней перед Богом.
Трудно пересказать житие этого достаточно близкого к нам по времени святого в немногих словах. Лучше просто прочитать его, тем более что на русском языке уже вышло несколько книг о нем. Но если говорить кратко, то вся его жизнь была примером удивительного, детского доверия Богу и столь же удивительной близости к Нему. Митрополит Пентапольский (Александрийский Патриархат), оклеветанный завистниками и изгнанный из пределов Египта, святитель Нектарий долго оставался бесприютным странником и в родной ему Греции, не имея ни средств для пропитания, ни постоянного крова над головой. Господь испытывал Своего угодника – и ни ропоту, ни малодушию не нашлось места в его сердце. Он смиренно удовольствовался должностью церковного проповедника в одной из греческих провинций (в Греции проповедовать, как и исповедовать, имеет право только специально назначенный епископом клирик), когда она наконец была ему предоставлена, затем занимал место директора богословской школы братьев Ризари в Афинах.
У праведности, как сказал однажды известный афонский старец Иосиф Исихаст, "нет колокольчиков, чтобы она позвонила в них и тем самым засвидетельствовала о себе". Но люди тянутся к тем, кто стал причастником Божественной благодати, чье сердце претворилось в нерукотворенный храм невидимого, но ведомого Бога. И вокруг святителя скоро собрался круг его духовных детей, нашедших в нем для себя наставника для жизни во Христе. Из девушек и женщин, исповедовавшихся у него, сложилась со временем монашеская по духу община, населившая по благословению святого Нектария пребывавший тогда в запустении Эгинский Троицкий монастырь. А через некоторое время и сам святитель избрал эту обитель местом своих подвигов, став одновременно ее настоятелем и духовником.
И здесь его жизнь не была свободна от испытаний и скорбей, и здесь ему пришлось столкнуться со злобой и клеветой ненавистников добра. Но при этом владыка Нектарий был любим и почитаем простым верующим народом и сам отличался удивительной любовью к каждому и ко всем. Еще при жизни Господь прославил его поразительными для сознания человека XX века чудесами. Но в еще большей степени явил Господь святость Своего угодника после его кончины.
Он умер в общей палате Афинской больницы "Аретэо". Когда, переоблачая, с него сняли старую рубашку и случайно положили ее на парализованного человека, лежавшего рядом, тот неожиданно встал и пошел, громко славя Бога. И можно сказать, что с этого первого посмертного чуда взял начало тот поток чудотворений, который не иссякает и по сей день, причем часто святитель является и помогает людям, никогда не знавшим его, живущим очень далеко и от Эгины, и от самой Греции. А особенно известен он как целитель различных тяжких недугов, не раз подававший небесную помощь безнадежным онкологическим больным.
***
Монастырь, как и сам остров, небольшой, с двумя крошечными храмами. Расположен он очень живописно, на горе, буквально утопает в зелени и аромате цветов. Подъем к нему начинается от так же освященного в честь святителя Нектария нового прекрасного храма ("приходского"), просторного и величественного. Сестер в обители, кажется, совсем немного, во всяком случае, даже на архиерейской праздничной службе, в которой случилось принять участие, их было буквально несколько человек. Зато паломников, наоборот, множество. То и дело у "нижнего" храма останавливаются автобусы, и выходящие из них греки устремляются вверх к монастырю. Немало можно было видеть здесь и "детских" групп.
Главная святыня обители – мощи святителя, точнее, его глава и рука, покоящиеся в старом монастырском храме, где он сам прежде так часто служил и проповедовал. Другая святыня – место, где был похоронен святой Нектарий. Сейчас над мраморным надгробием возведена небольшая часовенка. А прямо рядом с ней – святой источник, из которого паломники набирают воду в маленькие пластиковые бутылочки, которые можно попросить здесь же, в одном из магазинчиков, где продаются книги и иконы. Так же паломники всегда стараются увезти с собой хотя бы немного масла от мощей угодника Божия – им помазываются в болезни, его передают тем, кого посетил тот или иной тяжкий недуг. И часто по вере просящих помощи у святителя и по его молитвам Господь подает им Свою благодатную помощь и исцеление.
Показывают приезжающим сюда и келью, где жил святой Нектарий,– очень скромную, сохраненную сестрами практически в том же виде, какой она имела при жизни подвижника.
…При отъезде с Эгины я испытываю смешанное чувство. Радость – от того, что Господь сподобил поклониться великому Своему угоднику и два дня прожить на этом острове, где он подвизался и где был так любим. А в то же время и некоторая скорбь: посещение обители не оставило того ощущения, которое и в России возникает в мало-мальски благоустроенных монастырях: цельности, "устремленности". Правда, это тоже очень субъективно, тем более что слишком недолго пришлось здесь пробыть, но есть и доля объективности: множество мелких деталей, на которые, имея хотя бы небольшой опыт жизни в монастыре, невольно обращаешь внимание.
Продолжение следует