Сюжет «Когда я стану великаном» (1978) — один из тех многочисленных фильмов о школе, которых так любили снимать в брежневскую эпоху. Сама по себе история — не нова, ибо восходит к пьесе Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак», сцены из которой мы видим в самом начале — школьная самодеятельность разыгрывает известную постановку.
Всё чинно, галантно, благородно. И тут происходит откровенная мерзость — местный поэт-хулиган Петя Копейкин (Миша Ефремов) срывает спектакль. Не зачем-то, а так, выиграл пари, что сделает подлянку своим товарищам. Да и не товарищи они ему - исключительному.
На протяжении всей кинокартины авторы пытаются нам сказать, что Копейкин — это современный де Бержерак, только у гасконского поэта-дворянина имелся чудной, громадный нос, а у Пети — малый рост, что в условиях акселерации 1970-х — такая же печаль, как дисгармоничное лицо в XVII столетии.
Наверное, была попытка сделать из Пети — современного аристократа, ибо он пишет потрясающие вирши, умный, любит театр и понимает «прекрасное», однако, мы наблюдаем озлобленного зверька, мстящего миру за свою неказистость.
Зачем Петька сорвал пьесу? «А это как называется, когда Сирано играет Ласточкин — показушник и выскочка?» - с наглой усмешкой отвечает мелкий бес. Петя всех презирает — в большей или в меньшей степени — даже учительницу Джульетту Ашотовну (Лия Ахеджакова), с которой у него есть некоторый интеллектуальный контакт.
Петя устраивает своё жестокое шоу, отвлекая наивную училку, чтобы весь класс, похохатывая, смылся с урока английского. Копейкин по привычке всем хамит — он никого ни во что не ставит. Все - такие лохи! А он - гений. Маленький злой наполеончик с раздутым, бешеным самолюбием.
Шикарно «опускает» новенькую преподавательницу - она, в отличие от Джульетты Ашотовны — дама без рефлексии и сентиментальности. Но и она в некотором шоке. У Сирано была своя Роксана - и у Пети есть Маша Горошкина — миловидная девочка без особенных талантов, но очень тонко чувствующая.
Она - акселератка - длинноногая, развитая, женственная. Как это обычно бывает, Маша-Роксана влюбляется в красивого и — модного баскетболиста Колю Кристаллова. Потом разворачивается тема, как в «Сирано» - со стихами, и Горошкина полагает, что все послания пишет ей спортсмен.
Безусловно, баскетболист — пустой и малоинтересный парень, но Копейкин с его беспрестанным желанием лягнуть всех и каждого — гораздо хуже. Он так зациклен на своём росте, что все таланты сходят на нет, линяют. Безусловно, он не подонок — он просто злой, закомплексованный персонаж.
Находиться рядом с таким — это получать насмешки, даже в том случае, если он соизволил считать вас — умными и «ровней». Копейкин, как и ему подобные — это болезненная зацикленность на себе. Он и в зрелые годы будет лузером. Но обвинит в этом — всех, включая ближний круг, если он у него, конечно, появится.
Zina Korzina (c)