Найти тему
Моя Италия

«Я встретил Элвиса Пресли в супермаркете». 10 секретных правил, чтобы писать крутые тексты

Оглавление

Методы автора канала «Моя Италия».

1. Вдохновения не существует

У каждого наступает момент, когда текст пишется чуть ли не за полчаса. Некоторые считают, что подобное состояние можно вызвать искусственно. Однако на самом деле это лишь следствие подготовки. Когда несколько дней ты зациклен на одном и том же, мозг начинает быстрее обрабатывать информацию, структурируя ее, и предложения сами складываются в абзацы.

Запомните: рождение годного текста – это монотонная последовательность одних и тех же действий. Никакой магии в этом процессе нет. Вдохновение – для слабаков. Нужно уметь писать на нелюбимую тему, будучи простуженным и даже пребывая в скверном расположении духа. Блогерство – это не удовольствие, а тяжелая работа. Только при таком настрое все хорошее, что иногда происходит, будет приятным бонусом.

2. Информация должна находить вас, а не наоборот

Как настроиться на нужную тему? Можно, конечно, воспользоваться гуглом, но это означает, что по заданному вопросу вы ничего не знаете и пытаетесь наверстать упущенное. Или же вы вообще выдаете себя за того, кем не являетесь. Я предпочитаю другой подход. Нужно организовать свою жизнь так, чтобы вся необходимая информация сама доходила до тебя в том или ином виде. Через беседы с друзьями, радио, книги, фильмы, обрывки постов в Facebook. Даже через сны.

Главное – не напрягаться. Не нужно брать обязательство каждое утро прочитывать по три десятка обзоров. Во-первых, надорветесь. Во-вторых, в голове будет каша. Если мне требуется профессиональное мнение по тому или иному вопросу, я обращаюсь к специалисту, который либо сам даст нужное направление для поисков, либо порекомендует годный источник. На создание такой информационной сети у меня ушло более десяти лет. В результате один много знает про «Фиорентину», другой – про трансферы в «Роме», третий же – вообще лидер ультрас «Самбенедеттезе». А как заводить друзей – лучше всех объяснил Дейл Карнеги.

3. Не думайте над названием и первой фразой

В момент создания текста я никогда не думаю над названием. Даже если поставить его заранее, это лишь помешает импровизировать, очертит рамки, за которые потом сложно выйти. Поэтому обычно я пишу то, что первым приходит в голову, ведь потом это всегда можно поправить. Например, «Воспоминания погонщика резиновых уточек». Первая фраза? Известно множество стандартных способов – от цитаты до горки Шугермана. Однако если тратить на нее слишком много времени, исчезнет весь запал.

-2

Поэтому обычно я все тексты начинаю так: «Пройдет много лет, и полковник Аурелиано Буэндиа, стоя у стены в ожидании расстрела, вспомнит тот далекий вечер, когда отец взял его с собой посмотреть на …». Пирло, Тотти, Ланцафаме, скудетто «Лацио» – нужное подчеркнуть. Перед публикацией не забудьте удалить эту фразу.

4. Пишите быстрее, не тормозите

Для меня самое страшное – пустой лист на экране монитора. Бррр… От одной мысли уже передергивает. Я не люблю писать, но обожаю править. Глядя на мерцающий курсор, можно по два часа придумывать название и анонс. Или того хуже – включить фильм «Восемь с половиной», главный герой которого только и занят тем, что ищет вдохновение или воображает, как гоняет хлыстом своих бывших. Это плохой метод, который приводит к творческому тупику, что и показывает Феллини в конце.

Федерико Феллини и Марчелло Мастроянни
Федерико Феллини и Марчелло Мастроянни

Потом я ставлю таймер на 15 минут и пишу все, что придет в голову по заданной теме. Здесь главное – скорость. Орфография и пунктуация вторичны. После звонка будильника я останавливаюсь и немедленно приступаю к правке. Полторы – две странички черновика у меня уже есть, и пустой А4 больше не раздражает. При этом я всегда особенно критично отношусь к тем мыслям, которые в первый момент выглядят уж слишком удачными. Скорее всего, именно они и не попадут в опубликованный вариант. Я спокойно перестраиваю предложения, проверяю тезисы, добавляю цитаты, убираю все ненужное. Потом повторяю последовательность действий столько раз, сколько требуется. Однако не стоит писать тексты больше 10 тысяч символов. Их все равно почти никто не прочитает.

5. Прилагательные – главный враг автора

«Если хочешь, чтобы стихотворение работало, избегай прилагательных и отдавай решительное предпочтение существительным, даже в ущерб глаголам. Представьте себе лист бумаги со стихотворным текстом. Если набросить на этот текст волшебную кисею, которая делает невидимыми глаголы и прилагательные, то потом, когда ее поднимешь, на бумаге все равно должно быть черно – от существительных». Совет Иосифа Бродского работает и для спортивных текстов. Когда в одном абзаце встречаются «талантливый тренер», «мощный форвард», «перспективный вратарь» «преданные болельщики» и «универсальный хавбек», хочется застрелиться. Перед публикацией полезно проштудировать материал и вычеркнуть все эти слова-паразиты. А уж за два прилагательных подряд авторов вообще следует штрафовать.

6. Лучше всего заходит ностальгия

Все мужчины (главная целевая аудитория текстов на спортивную тематику), имеют претензию быть стариками. Они воображают, что на их лицах глубокие следы страстей заменяют отпечаток прожитых лет. Поэтому нет ничего лучше, чем дать возможность читателям почувствовать себя бывалыми и опытными. А вы помните тот самый матч «Фиорентины», когда Габриэль Батистута забил гол на «Уэмбли» и «фиалки» выбили «Арсенал» из Лиги чемпионов?

Габриэль Батистута
Габриэль Батистута

Все это накладывается на детские воспоминания о том, как они с друзьями прогуляли две математики, а потом пошли к однокласснику, у которого была спутниковая тарелка и приставка SegaMegaDrive-2. Профит. Внимание вам обеспечено.

7. Стиль важнее содержания

Любой бред можно вытянуть с помощью выдающегося стиля. Достаточно почитать труды Луиджи Гарландо. Обратное – не верно. Даже если ваши выводы абсолютно точны, все впечатление испортят повторы, банальности, штампы и канцеляризмы. Поэтому никогда не жалейте времени на вычитку. Читайте текст вслух снова и снова. Найдите того несчастного, который согласится потратить время и выделить те места, которые ему не понятны. Лучше, если он или она будет вообще не в теме. Также полезно проанализировать частотный словарь вашего творения. Если слово «полузащитник» встречается чаще трех раз, есть повод задуматься. В этом случае не обойтись без подбора синонимов.

8. Эксперты бывают разные

Ваше мнение мало кого интересует, если вы не цитируете признанных специалистов по теме. Но всем подряд доверять нельзя. Составьте свой рейтинг. Кто, когда, что сказал, и чем это закончилось. Обязательно учтите сложность прогнозируемости события. Не нужно быть мудрецом, чтобы предсказать, что после Евро-2016 Антонио Конте уйдет из сборной Италии. Гораздо круче было за полгода знать, что Андреа Страмаччони в «Интере» сменит именно Вальтер Мадзарри. В этом вопросе главное – не попасть под влияние авторитетов. Какой-нибудь чемпион мира 1982 года каждую неделю может выдавать взаимоисключающие прогнозы просто потому, что он сам себя считает источником информации. Зато скромный журналист, работающий по совместительству физиотерапевтом в маленьком пьемонтском городке, способен предвидеть будущие трансферы с вероятностью в 80%.

9. Сделайте больше планов

Вы наверняка в курсе, что людей не очень интересует спорт. Гораздо больше их волнуют деньги, отношения с противоположным полом и власть. Поэтому писать в футбольных текстах исключительно про футбол – значит заранее ограничивать себя. Берите пример со Льва Толстого, у которого в «Войне и мире» разворачивается сразу несколько планов повествования – от описания жизни русского дворянства до весьма навязчивого авторского мнения о мировой истории. Как минимум стоит добавить в текст личный опыт или впечатления. Будет круто, если получится захватить метафизический уровень или хотя бы провести параллели с известными всем персонажами, например, политиками или героями фильмов

-5

10. Напишите ударную концовку

Гитлер жив. «Титаник» потопили русские хакеры. Вчера я встретил Элвиса в супермаркете. Баджо промахнулся специально. «Интер» признает ошибочность кальчополи. Подойдет любой вариант, даже шокирующий. Главное, чтобы он цеплял. Иногда можно весь текст доказывать одну точку зрения, а в конце озвучить прямо противоположную. Можно действовать тоньше и намекнуть, что вы думаете так-то и так-то, а не иначе. Только ни в коем случае не нужно последовательно излагать несколько разных точек зрения. У автора всегда должна быть позиция, и она должна быть понятна большинству читателей. Даже если она не до конца понятна самому автору.

Подписывайтесь на канал «Моя Италия»!

Всем, кто любит Италию, мы говорим GRAZIE!