Мелкая моторика - комплекс скоординированных и точных мелких движений кистей и пальцев рук и ног.
От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Значение мелкой моторики огромно, так как:
- движение рук это основа для формирования навыков самообслуживания;
- уровень развития моторики является важным показателем готовности ребенка к обучению в школе;
- движения пальцев рук влияют на речевое развитие, а также стимулируют развитие других психических функций - мышления, памяти, внимания.
Этапы развития моторики:
0-1 год. 2-3 мес. Ребенок тянется к игрушкам, хватает взрослых за пальцы, т.е. изучает мир через осязание. 3-6 мес. Направляет руки ко рту. Следит за движением рук, направляет руку к предмету и захватывает его. 7-12 мес. Перекладывает предмет из руки в руку; манипулирует с 2-3 предметами; преобладает точный пинцетный захват (ребенок захватывает мелкие предметы большим и указательным пальцами); выбрасывает игрушки из кровати, вкладывает один предмет в другой; открывает коробки, пользуется ложкой.
1-2 года. Уверенно держит столовые приборы, карандаш; может удержать 2 небольших предмета в одной руке. Строит пирамиды из 2-6 кубиков, откручивает крышки с бутылок; опускает мелкие фигурки через отверстия, учитывая форму. Чертит карандашом, листает страницы книги.
2-3 года. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком, пластилином. Уверенно открывает крышки, рисует черточки и крестики, воспроизводит простые формы. Нанизывает бусы.
3-4 года. Держит карандаш пальцами. Собирает и строит башни из 8-10 кубиков. Обводит по контурам, воспроизводит формы. Режет ножницами.
4-5 лет. Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисунки становятся сложнее: у людей присутствуют части тела, у домов могут быть двери и окна. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску. Определяет знакомые предметы на ощупь. Лепит из пластилина, шнурует ботинки.
5-6 лет. Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры. Вырезает фигуры из бумаги.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Самыми первыми играми для развития мелкой моторики являются: "Сорока-белобока" и "Ладушки". Детям до года можно массировать пальчики и ладошки, сопровождая песенками и стишками.
А далее подключаем игры с кубиками, пирамидками, матрешками.
- Пальчиковая гимнастика-инсценировка стихов и историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры являются важной частью в развитии мелкой моторики. Они активизируют работу головного мозга, способствуют развитию речи и помогают подготовить руку к письму. Во время таких игр вырабатываются умения управлять своими действиями, концентрироваться на одном виде деятельности, развивается ловкость.
- Прищепки - очень хороший тренажер для пальчиков, т.к. нужно приложить немало усилий, чтобы прикрепить прищепку. Сначала учим ребенка снимать прищепки (с этим может справиться даже полуторагодовалый малыш). А ближе к 2-м годам ребенок может сам их прицеплять (сначала с помощью, а затем самостоятельно).
- Лепка из пластилина.
- Рисование, раскрашивание и обведение контуров.
- Пазлы, мозаики и самые разные конструкторы.
- Игры с мелкими предметами-пуговицы, бусины, камешки и т.д. (обязательно под присмотром взрослых).
И конечно же не забываем о развитии элементарных навыков самообслуживания: позволяем ребенку самостоятельно завязывать шнурки, застегивать/растегивать пуговицы и т.д.