Найти тему
МОЯ ПЛАНЕТА

ИНОСТРАНЦЫ О РУССКОМ КИНО

Оглавление

В позднесоветское время главным русским режиссером для иностранцев был Тарковский, в конце столетия его место попытались занять Сокуров с Михалковым (каждый со своей стороны), а сегодня эту роль успешно играет Звягинцев. Но все это — для кинокритиков и фестивальной публики. А какое русское кино смотрит рядовой западный зритель?

Давайте обратимся к рейтингу IMDb (Internet Movie Database), выполняющему функцию индекса Доу — Джонса в мире кино. Будем отталкиваться не от места фильма в рейтинге, а от количества проголосовавших, а значит, посмотревших его зрителей.

«НОЧНОЙ ДОЗОР» (2004) И «ДНЕВНОЙ ДОЗОР» (2006)

На двоих — устойчивое первое место: в общей сложности за них проголосовали 80 614 посетителей сайта IMDb. «Ночной дозор» — 49 342 человека, «Дневной дозор» — 31 272.

Фильм Тимура Бекмамбетова, снятый в 2004 году по мотивам одноименного романа Сергея Лукьяненко, установил рекорд кассовых сборов в России, обогнав даже «Властелина колец». Был выдвинут нашими киноакадемиками на «Оскар», но их американские коллеги номинировать «Ночной дозор» не захотели. «Дневной дозор» вышел два года спустя, а в 2020 году должна появиться третья часть трилогии — «Сумеречный дозор».

«Непонятно, почему русские выдвинули этот фильм на "Оскар". Его популярность в России объяснить легко, она вытекает из популярности книги, по которой он снят, но западные люди этой книги не читали, поэтому разделить восторга русских не могут. Представьте себе, что по "Гарри Поттеру" сняли бы не хорошее, а плохое кино. Фанаты книги все равно пошли бы его смотреть. Здесь тот же случай» (Tbeekers).
«Стандартная история про плохих и хороших, но рассказанная с типичным русским пессимизмом. Однако сам факт того, что действие этого фантастического триллера происходит в России, потрясает. Русские научились снимать блокбастеры!» (michael_bourgon).

«ЛЕВИАФАН» (2014)

39 032 проголосовавших на IMDb.

«Левиафан» Андрея Звягинцева стал первым фильмом в истории новой России, получившим международную премию кинокритиков «Золотой глобус». До этого единственным советским фильмом, завоевавшим эту премию, был «Война и мир» Сергея Бондарчука. Также «Левиафан» был номинирован на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», но уступил его польскому фильму «Ида». Однако то, что понравилось критикам, рядового зрителя обескуражило.

«Я думал, что наконец-то увижу настоящих русских, а не тех карикатурных злодеев, которых показывает Голливуд, но жестоко ошибся. Оказывается, настоящие русские еще хуже» (estebangonzalez10).
«Главный парадокс "Левиафана" в том, что это явно антиправительственное кино финансировалось самим правительством, а именно — Министерством культуры. Да еще и выдвинуто на "Оскар", то есть официально представляет Россию. Тут два варианта: либо правительство России не столь деспотично, как нам говорят, либо этот фильм настолько незначительный, что прошел незамеченным для властей» (Ruben Mooijman).
«Я бесконечно благодарен создателям этого фильма за то, что они помогли мне понять, почему в России больше нет культуры и почему русские — умирающая нация. Они настолько ненавидят сами себя, что просто неспособны создать что-либо достойное» (swiesel).

«СТАЛИНГРАД» (2013)

13 676 голосов на IMDb.

Фильм Федора Бондарчука стал первой российской лентой, снятой в формате IMAX 3D. В истории с «Оскаром» повторил судьбу «Ночного дозора»: был выдвинут, но не номинирован. Для многих иностранцев слово «Сталинград» является синонимом Второй мировой войны. Этим, скорее всего, и объясняется интерес к фильму со стороны западного зрителя, на которого, правда, он особого впечатления не произвел.

«Этот фильм явно проплачен Путиным. Сплошная кремлевская пропаганда в духе 1960-х годов. Он не про Сталинград, а про русских суперменов, которые сражаются с пришельцами-мутантами, прилетевшими на метеорите прямо на русскую военную базу» (Sportytourer).
«Этот фильм больше придется по душе старшему поколению, которое хотя бы что-то помнит о той войне. И помнит о том, что именно русские внесли самый большой вклад в эту победу. Нельзя оценивать "Сталинград" по стандартам кино. Это эпос про гигантов с сердцами из стали и огня!» (JohnLeeT).

«БРАТ» (1997) И «БРАТ-2» (2000)

12 459 и 9070 голосов соответственно.

Судя по откликам на IMDb, многие иностранцы посмотрели фильм «Брат» по совету своих русских друзей. Но если первого «Брата» привыкшие к глянцево-цветному кино зарубежные зрители ругали за плохое качество съемок и монтажа, то вторую серию большинство обозревателей называют не иначе как шедевром.

О первом «Брате»:

«Уникальная иллюстрация того, какой Россия была, есть и будет всегда» (Sam smith).
«Худшее кино, которое я видел в жизни! Никакого позитива. Сплошная пропаганда моральной деградации и ненависти как главной составляющей человеческой жизни» (Magicmn).
«Наполовину я американец, а наполовину поляк. В России никогда не бывал, но после просмотра этого фильма я почувствовал гордость за то, что хотя бы наполовину я славянин» (dave-sturm).

Слоган «Брата-2»: «Данила возвращается!» — для зарубежного проката был переделан: «Америке приходит "кирдык", как и было обещано в первой части». «Кирдык» пришелся Америке по вкусу.

«В фильме потрясающие песни, хоть я и не понял ни слова. А Сергей Бодров — великий актер» (christopher-vivian).
«Это первый иностранный фильм, который я посмотрела в своей жизни. Обычно в американских фильмах американцы хорошие, а все иностранцы плохие. А тут все наоборот. Мне это очень понравилось» (Smpapch).
«Если бы этот фильм был сделан в Голливуде, он бы наверняка получил "Оскара". Но он сделан в России и поэтому "Оскара" не получит ни при каких условиях. В фильме показано, что американцы вовсе не являются пупом земли, а это американцам не нравится» (dusan-22).
«Всегда интересно посмотреть на себя со стороны. Многие американцы говорят, что в фильме однобокий взгляд на Америку, что у нас все не так, как показано в "Брате-2". Неужели вы думаете, что в Америке нет организованной преступности? Или что в афроамериканском гетто белого человека примут с распростертыми объятиями?! Мне кажется, что главная идея фильма в том, что не все американцы плохие, как и не все русские хорошие» (markgbullen).

«НЕЛЮБОВЬ», 2017

12 370 голосов на IMDb.

Еще один фильм Андрея Звягинцева, главного русского режиссера «для иностранцев». По его фильмам они сегодня познают глубины «таинственной русской души», как некогда это делали зарубежные читатели романов Толстого и Достоевского. И эти глубины многих пугают. Почти все обозреватели ставят фильму высшие оценки, но при этом отмечают царящую на экране депрессивную атмосферу бессмысленности и обреченности.

«Нелюбовь» получила приз жюри в Каннах, Гран-при Лондонского и Мюнхенского кинофестивалей, была номинирована на «Оскар» и «Золотой глобус» и в данный момент продолжает свое триумфальное шествие по киноэкранам мира.

«Как и в других фильмах Звягинцева, реалии современной общественной жизни России играют важную роль. Хотя окружающая действительность здесь пронизана не ненавистью и злобой, как это было в "Левиафане", "Елене" или "Возвращении", а бессилием и безнадежностью, от этого становится только страшнее» (Jithin K Mohan).
«Для меня это фильм об эгоизме и неспособности взять на себя ответственность за свои действия. Люди убеждены, что единственное, что имеет значение в их жизни, — это их личное счастье и больше ничего. Конечно же, такая ситуация характерна не только для России, но и почти для всей Европы» (mvider82).
«По многим параметрам этот фильм настолько русский, что, если вы не из России, вам будет трудно уловить некоторые тонкие моменты, характерные только для этой страны, но это нисколько не умаляет достоинств этого умного и реалистичного фильма» (Ed Austin).

А что же наша нестареющая «новогодняя» классика? Старые советские фильмы интересны только нам или зарубежному зрителю там тоже есть на что посмотреть?

«ИРОНИЯ СУДЬБЫ, ИЛИ С ЛЕГКИМ ПАРОМ!», 1975

У него не так много отзывов на IMDb, но все они исключительно положительные.

«Я живу в Китае и изучаю русский язык. Недавно наш учитель показал нам это кино на одном из занятий. Фильмы Эльдара Рязанова очень популярны в Китае, но я впервые посмотрел этот фильм на русском. Фильм очень длинный, но каждая его минута — настоящий бриллиант. А Андрей Мягков — лучший актер всех времен и народов!» (barry_yu).
«В "Иронии судьбы" очень много и советского, и русского. "Если у вас нету дома, пожары ему не страшны" — типично советский иронический подход к действительности в эпоху всеобщего дефицита. В России до сих пор празднуют не Рождество, а Новый год. Даже рождественская ель у русских называется новогодней елкой. А вот история, произошедшая в фильме, универсальна. Она могла произойти где угодно, даже у нас в Германии, где в любом городе полно всяких "улиц строителей" (Bahnhofstrasse and Poststrasse)» (Witold Brostow).

«БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ», 1970

Режиссер фильма Владимир Мотыль, по его собственным словам, собирался снимать стопроцентный вестерн, но под влиянием обстоятельств и разнообразных препон у него получился совершенно новый жанр, позже названный истерном.

«По аналогии со спагетти-вестерном этот фильм можно было бы назвать родоначальником жанра "борщ-вестерн". Простота и сентиментальность, трагизм и комизм, с которыми снято "Белое солнце пустыни", лежат в основе многих советских фильмов, но здесь они впервые проявились так ярко» (Lital Khaikin).
«Я увидел этот фильм впервые в середине 70-х, когда мне было 19. Поляки не любили советское кино, но этот фильм поразил меня: он был полон юмора, приключений и иронии и, конечно же, потрясающей музыки! Вновь увидеть его мне удалось только тогда, когда я переехал в США (после перестройки в демократической Польше были запрещены почти все советские фильмы). И — о чудо! — те же самые чувства, те же ощущения, та же дрожь и озноб!.. Нет, не те же. Гораздо глубже» (Jerzy Matysiakiewicz).