Найти тему
НУАР-NOIR

Тайна Хартигана из «Города грехов»

Что кроется за самым необычным персонажем культовой кинокартины

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!

В общей структуре «Города грехов» можно обнаружить условную цикличность. Так, например, являющаяся эпиграфом к фильму мини-новелла «Клиент всегда прав» одновременно заканчивает ленту в качестве коды. Полноценная новелла «Тот желтый у....док» является сразу же и прологом, и эпилогом кинокартины.

Кадр из фильма "Город грехов"  (2005)
Кадр из фильма "Город грехов" (2005)

В ней главным действующим лицом является единственный честный полицейский Син-сити, детектив Джон Хартиган (его роль исполняет Брюс Уиллис). Фактически накануне ухода на пенсию он нападает на след маньяка, насильника и детоубийцы. На несчастье Хартигана этим монстром оказывается сын сенатора Рорка, племянник кардинала, который совершенно уверен в своей безнаказанности и чувствует себя в полной безопасности. Детективу удается спасти маленькую девочку, после чего он калечит Рорка-младшего.

Кадр из фильма "Город грехов"  (2005)
Кадр из фильма "Город грехов" (2005)

И именно в этот момент подкупленный полицейский стреляет детективу в спину. Хартиган выживает, однако его обвиняют в преступлениях, совершенных Рорком. Он отказывается себя оговорить и отправляется на долгие годы в тюрьму. Силы ему придают письма от спасенной девочки. Когда он выходит на свободу, то находит повзрослевшую Нэнси в баре, где обитают персонажи фильма (Марв, Дуайт, Шелли и т.д.). Джон Хартиган слишком поздно приходит к выводу о том, что его освобождение было подстроено, а Рорк-младший хочет закончить так и не совершенное им преступление. Чтобы спасти Нэнси от преследования всесильных Рорков, Хартиган вынужден покончить с собой.

Коллаж для афиши фильма "Город грехов"  (2005)
Коллаж для афиши фильма "Город грехов" (2005)

Несмотря на то, что Джон Хартиган внешне самый обычный горожанин, он - всё-таки уникальнейший персонаж «Города грехов». Он не только последний честный полицейский насквозь прогнившего города, но фактически единственный безусловно положительный герой. В Хартигане объединены позитивные черты Марва и Дуайта. Он непреклонен и никогда не сдается, но отличие от Дуайта, который спасет только друзей, детектив готов пожертвовать собой ради незнакомой ему девочки. При этом он отличается фанатичным упорством, подобно Марву пожилой полицейский «подхватывает» несколько пуль, но продолжает цепляться за жизнь. Подобно Марву его обвиняют в страшных преступлениях, совершенных Рорками. Сохраняя молчание, он продолжает вести «незримую брань» с озверевшим от вкуса крови кланом правителей.

Кадр из фильма "Город грехов"  (2005)
Кадр из фильма "Город грехов" (2005)

В конце новеллы Хартиган совершает самоубийство, так как только его смерть могла защитить спасенную им некогда Нэнси. Мотив самопожертвования присущ не только христианству, но и многим мифологическим системам. В некоторых случаях жертва становится решающим моментом в том, чтобы добро одержало верх. Вследствие этого действия героя обретают религиозный смысл. В то же самое время принесение жертв может совершаться во имя искупления грехов, ради благодарности высших сил и т.д. Через религию жертва очень плотно вросла в повседневную человеческую жизнь.

Кадр из фильма "Город грехов"  (2005)
Кадр из фильма "Город грехов" (2005)

В итоге было создано подобие жертвы, светские действия, уподобившиеся религиозному ритуалу. В стремлении к имитации возникло миметическое соперничество как основа большинства конфликтов, в ходе которого выражаются претензии на один и тот же объект. В итоге конкурентная борьба становится куда более важнее самого объекта. Конфликт превращается в «миметическую вражду», приобретающую с ходом времени всё более и более острые и радикальные формы. Развитие подобного сюжета может быть прервано только лишь действиями самого благоразумного участника группы («невиновного»), который берет на себя груз всех прегрешений.

Кадр из фильма "Город грехов"  (2005)
Кадр из фильма "Город грехов" (2005)

Он становится «козлом отпущения», а потому обречен на гибель, но тем самым конфликт исчерпывается, а все его участники возвращаются на прежние позиции. Подобная схема нередко встречается в нуаре, однако не в форме «добровольной жертвы», а в виде «подставы» - достаточно вспомнить, как в «Мальтийском соколе» «толстяк» соглашается пожертвовать своим «нервным телохранителем». Если исходить из теории жертвы, то в апогее жертвенного процесса все участники действия объединяются, направляют свой гнев против одного лица.

Кадр из фильма "Город грехов"  (2005)
Кадр из фильма "Город грехов" (2005)

Как отмечали исследователи, охваченные «благородной ненавистью» конфликтующие стороны ещё не осознают, что приносимый ими в жертву является невиновным. Однако позже этот персонаж будет сакрализирован, так как именно он положил конец губительной вражде. В качестве примера можно привести своеобразный «культ», который в фильме «Банды Нью-Йорка» (2002) Билл «Мясник» Каттингс сформировал в честь убитого им «Священника Валлона».

Кадр из фильма "Город грехов"  (2005)
Кадр из фильма "Город грехов" (2005)

Теорию жертвы можно отнести к сюжету, касающемуся противостоянию между Хартиганом и Рорками (в первую очередь «желтым ублюдком» - Рорком-младшим). Между кланом и бывшим детективом идёт своеобразная борьба за влияние, которая приобретает новое качество, когда Хартиган всё-таки убивает «желтого ублюдка». Он не просто избавляет город от одного из самых омерзительных персонажей, но прерывает наследственную линию Рорков, тем самым обрекая их род на угасание.

Кадр из фильма "Город грехов"  (2005)
Кадр из фильма "Город грехов" (2005)

По сути своей это отложенное на некоторое время торжество добра. Это даёт надежду, что Базин в перспективе перестанет быть «городом грехов». Однако это вовсе не значит, что сенатор Рорк сдался, он жаждет мести и ему явно недостаточно смерти Хартигана, он хочет уничтожить всё, что ему дорого. Тем самым сенатор продолжает дело своего извращенного сына и начинает охоту на Нэнси, которая ещё некоторое время назад его вовсе не интересовала («миметическая вражда»). Это подвигает Хартигана принести себя в жертву, если он будет жив, то Нэнси обречена на смерть.

Кадр из фильма "Город грехов"  (2005)
Кадр из фильма "Город грехов" (2005)

При этом Нэнси причина и смысл всей жизни Хартигана после того, как он попал в тюрьму – он не сомневается в правильности своего выбора. Он принимает смерть почтенно и даже равнодушно. Подобно Марву он воспринимает уход из мира как «избавление». Весьма важно, что в этой сцене смерти идёт снег. Снежинки – это вовсе не нуаровский дождь – аллегория отчуждения и скрытых желаний, они - символ чистоты, намек на возможность нового начала и возрождения. Далеко не случайно, что после жертвенного выстрела камера выхватывает кусок неба, словно указывая путь души погибшего Хартигана.

Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»

Сайт, посвященный нуару