Ну вот они наконец-то и наступили, долгожданные теплые дни! Точнее, жаркие. Теперь водителям и пассажирам стоит быть начеку: высокая температура грозит разными неприятными последствиями.
Не так уж безобидно
Под прямыми солнечными лучами салон автомобиля быстро нагревается до +50°С и выше. Понятно, что во время поездки, включая кондиционер или открывая окна, вы снижаете температуру, но здесь важно не переборщить - резкие колебания чреваты риском подхватить простуду. Вы просто представьте: приходите с улицы, где +30°С, садитесь в машину (+50°С), включаете кондиционер - и попадаете под потоки холодного воздуха (+10..+15°С), которые быстро выводят температуру салона к +20°С…
Впрочем, длительное нахождение в душном салоне еще более серьезное испытание для организма. Для пожилых людей, а также тех, кто страдает от сердечно-сосудистых и других заболеваний, это несет в себе высокие риски ухудшения самочувствия, вероятность теплового удара и обезвоживания.
Жаркая погода представляет угрозу и для безопасности дорожного движения. Даже молодые водители в таких условиях быстрее утомляются, а это чревато потерей концентрации и снижением реакции. Именно по этой причине рекомендуется в дальних поездках делать остановки чаще и увеличивать их продолжительность. Также не забываем больше пить, чтобы избежать обезвоживания организма.
Лучшее средство - профилактика!
В свое время мы проводили измерения температуры в оставленном под солнцем автомобиле, а также проверяли, насколько эффективны те или иные способы снижения температуры. Например, мы убедились, что сила прогрева салона зависит от того, в каком состоянии оставлен автомобиль на стоянке.
В идеале машину лучше оставлять в тени, поскольку именно под прямыми солнечными лучами салон прогревается очень быстро и очень сильно. При этом, если оставляете автомобиль надолго, учитывайте, что в течение дня тень двигается, поэтому выбирайте место, где солнца не будет дольше всего или ближе к окончанию стоянки.
Если же без солнца никак, все равно есть несколько секретов, которые помогут снизить температуру в салоне. Так, если у вас тонированы задние стекла или имеются солнцезащитные шторки, оставляйте машину кормой к светилу. Если тонировки нет, но имеется солнцезащитный экран на лобовое стекло, ставьте автомобиль передней частью к солнцу.
Если экрана нет, стоит накрыть переднюю панель и руль полотенцем или чем-то похожим (на крайний случай сойдет даже газета или бумажное полотенце). Если это не помогло, горячие детали перед поездкой можно быстро охладить, протерев их влажной салфеткой или губкой.
Если автомобиль стоит на охраняемой территории или вы по той или иной причине не опасаетесь за сохранность его и вещей внутри, можно слегка приоткрыть окна - микровентиляция также поможет уменьшить нагрев салона.
Сначала гипервентиляция, затем кондиционер
Независимо от принятых мер в салоне автомобиля все равно будет куда жарче, чем на улице. Поэтому перед поездкой стоит выровнять температуру - так вы не только быстрее обеспечите комфортные для себя условия, но и снизите силу теплового удара на свой организм.
Самый эффективный способ остудить салон - открыть все окна и двери. Такая гипервентиляция в считаные минуты поможет снизить температуру в салоне. Далее возможны два сценария. Если вы не спешите, то закрываете двери и окна, включаете кондиционер или климат-контроль и ждете на улице, пока салон не охладится до комфортной температуры. Второй вариант подойдет, если нужно как можно быстрее начать поездку. Несколько первых минут едете с открытыми окнами, проветривая салон на ходу, затем закрываете их - и только после этого включаете кондиционер.
В любом случае самое главное здесь не переусердствовать с охлаждением салона. В самом начале поездки температура внутри должна не сильно отличаться от той что снаружи, иначе резкий перепад чреват риском перегрева или переохлаждения.
Избегая прямых потоков
Система климат-контроля с тщательно проработанной логикой работы позволит избежать резких температурных скачков и негативного воздействия на организм. Системы попроще или обычные кондиционеры требуют ручного управления - и здесь важно правильно использовать имеющиеся в распоряжении режимы.
Так, следует избегать направления прямого потока холодного воздуха на водителя и пассажиров - потоки следует распределить так, чтобы они равномерно рассеивались по салону. Например, если используем центральные дефлекторы, их стоит поднять вверх, чтобы поток шел не на грудь или лицо, а выше, на потолок. То же и с боковыми дефлекторами: не на грудь и плечи, а в сторону, на боковые стекла.
Кстати о стеклах. Сразу после стоянки холодный воздух на лобовое стекло лучше не направлять - оно может лопнуть от резкого перепада температур. Но позже, когда стекло охладится от набегающего внешнего воздуха во время движения, на него тоже можно пустить поток от кондиционера.
Если климатической установки нет, придется охлаждать салон по старинке, открывая люк или окна. Здесь тоже важно не переусердствовать, так как сквозняк может спровоцировать простуду. Более эффективное проветривание - при открытых по диагонали окнах, при этом лучше открывать те, где нет пассажиров. Например, переднее правое и заднее левое, если в машине только водитель и пассажир сзади справа. В любом случае стоит избегать прямых воздушных потоков (здесь отчасти помогут дополнительно устанавливаемые ветровики).
Что в машине лучше не оставлять
Оставлять в машине маленьких детей без присмотра нельзя при любой погоде. Крайне нежелательно оставлять и животных. Если же иначе нельзя, припаркуйте машину в тени и оставьте для питомца приоткрытыми окна.
На длительное время не стоит оставлять в машине продукты питания, особенно скоропортящиеся (молочные, сырые мясные и т.д.). Но это вроде и так очевидно. А вот о чем мало задумываются: в такой "теплице" на колесах нельзя оставлять дезодоранты и прочие жидкости в аэрозолях - баллончики могут взорваться. Раньше считалось, что нагрев воды в пластиковой таре - это очень вредно, якобы выделяются токсины. Последние исследования вроде как эту теория опровергают, тем не менее любые напитки тоже лучше прятать от прямых солнечных лучей и не держать в самых нагреваемых местах.
Вообще для перевозки продуктов лучше пользоваться термосумками или термопакетами. Также помните о том, что багажник, особенно у седана, нагревается меньше, чем салон. Еще один лайфхак: купили мясо или "молочку" в магазине, а до дома еще далеко, положите пакет туда, где есть подача холодного воздуха от кондиционера. Самое очевидное - охлаждаемый бокс или бардачок. А если их нет, можно положить пакет под передние кресла (в ноги задних пассажиров) и направить воздух к ногам.
Помните про "железо"
Про машину в летнюю жару тоже стоит подумать. С повышением температуры окружающего воздуха двигатель и трансмиссия работают в термонагруженном режиме, при этом включенный кондиционер только усугубляет ситуацию. Во-первых, его компрессор создает дополнительную нагрузку на мотор. Во-вторых, его радиатор установлен в непосредственной близости от радиатора системы охлаждения (как правило, перед ним) и снижает эффективность системы. В общем, если жаркий денек проводите в медленном городском трафике и больше стоите, чем едете, чаще посматривайте на приборную панель, чтобы не "проморгать" перегрев двигателя.
Ездить в жару лучше спокойно. Про самочувствие водителей мы уже сказали. Но помните о том, что в условиях высокой окружающей температуры проще перегреть и сложнее остудить тормоза, то есть риск их перегрева и снижения эффективности в целом выше. А если вы решили не "переобуваться" и остались на зимних шинах, помните о том, что при высоких температурах их сцепные качества ухудшаются, а значит, управляться и тормозить автомобиль будет хуже.