Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Темные улицы и мистика в «Городе грехов»

Общие заметки о культовом фильме, которые могут быть интересны читателям

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!

Когда в 2005 году на экраны вышел «Город грехов», то нуар перекочевал из категории «кинематографический термин» в раздел «модные словечки». О нём заговорили в глянцевых журналах, соскучившуюся по новым затеям гламурную публику зазывали на нуар-вечерники, а стильные фотографы приглашали клиентов на нуар-фотосессии. В России слово проникло почти в каждый закоулок попсового сознания – о нуаре вещали буквально все, от школьников до профессоров.

Афиша фильма "Город грехов" (2005)
Афиша фильма "Город грехов" (2005)

Уже хотя бы по причине того, что с термином «нуар» большую часть наших отечественных читателей познакомил именно «Город грехов», а не «Мальтийский сокол» или «Двойная страховка», имеет смысл остановиться на этом жутковатом кино-творении. Среди многочисленных экранизаций комиксов и кино-комиксов «Город грехов» высится как гора. Причина этого кроется не столько в авторстве оригинальной идеи, сколько в творческом коллективе, адаптировавшем её для киноэкрана. Вместе с Фрэнком Миллером, автором серии «графических новелл», созданием фильма занимались Роберт Родригес вместе с Квентином Тарантино в качестве специально приглашенного режиссера.

Кадр из фильма "Город грехов" (2005)
Кадр из фильма "Город грехов" (2005)

Роберт Родригес никогда не скрывал, что был поклонником комиксов Миллера, в особенности «Города грехов». Идея сделать кино-адаптацию впервые пришла ему в голову в 2003 году, во время работы над фильмом «Дети шпионов». Однако сам Миллер был вовсе не в восторге от подобного предложения; пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить его пойти на сотрудничество. Что же смущало автора известных комикс-проектов? Дело в том, что Миллер создавал в высшей мере пугающие «графические новеллы», а Роберт Родригес к тому времени был известен как режиссер популярных фильмов, в том числе ориентированную на детскую аудиторию трилогию (на тот момент) «Дети шпионов». Был риск утерять чувство страха и даже отвращения, которые вызывали комиксы Миллера.

Кадр из фильма "Город грехов" (2005)
Кадр из фильма "Город грехов" (2005)

Город грехов - Син-сити или собственно город под названием Базин – это темное место, полное небоскрёбов и мрачных переулков. Здесь можно найти действительно всё: коррупцию, насилие, наркотики, террор. И в то же время - искреннюю любовь, дружбу, самоотверженность и жертвенность. Мир Син-сити полон контрастов. Персонажи, представляющие закон (политики, полицейские, религиозные деятели) не могут и не хотят защищать простых людей.

 Кадр из фильма "Город грехов" (2005)
Кадр из фильма "Город грехов" (2005)

Полиция слишком слаба для этого, политики сами являются немалой угрозой для человека. На другой стороне находятся «отбросы общества»: преступники, «игривые девицы», убийцы, изгои. Именно они каждый час своего существования ищут в нём смысл, борются за него, пытаются найти любовь. Их жизнь проходит исключительно ночью, так как только ночная мгла может дать им хоть какое-то укрытие и сделать их бытие более человечным.

Кадр из фильма "Город грехов" (2005)
Кадр из фильма "Город грехов" (2005)

Базин не случайно прозван «городом грехов», в этом выдуманном Фрэнком Миллером месте человеческая жизнь ничего не стоит. По своему облику Син-сити - это квинтэссенция нуаровского города: мрачная смесь из Лос-Анджелеса, Чикаго и Нового Орлеана. Данный город даже страшнее и темнее, чем Готэм из историй про Бэтмена. Повелителями «города грехов» является семейство Рорков: кардинал, сенатор и его безумный сын - воплощение отталкивающей власти, замешанной на зле. Зритель видит окончательно извращенный мир - те, кто должны быть носителями добра (религия и закон) являются самым темнейшим порождением зла.

Кадр из фильма "Город грехов" (2005)
Кадр из фильма "Город грехов" (2005)

Есть персонаж, обитающий в «Старом городе», кажется, оказался в нуаре совершенно случайно. Это японская девушка, «маленькая, убийственная Михо». Несмотря на хрупкое сложение, это настоящая боевая машина. Миллер, создавая эту героиню, видел в ней воплощение «лукавых японских демонов», которые находится по ту сторону привычных для европейца понятий о добре и зле, а в итоге могут выступать как на стороне положительных персонажей, так и на стороне мерзавцев. В подтверждение этого Михо мало напоминает человека - за весь фильм она не произнесла ни одного слова. Её безмолвие, совмещенное с активным участием в судьбе Дуайта, которого она спасает не раз, отсылает нас к теме духов и ангелов-хранителей.

Кадр из фильма "Город грехов" (2005)
Кадр из фильма "Город грехов" (2005)

Однако в данном случае речь идёт не столько о сугубо христианских представлениях, сколько об иудейской мистике. Михо, видится неуязвимой, она буквально перелетает с крыши одного дома на другую. И при этом она не служит конкретному человеку, но «злой гений места», а потому предназначается для кварталов «Старого города» - когда Гейл захватывают в плен, то приказы Михо уже отдает Дуайт. При этом подобно джину из лампы она не выражает собственную волю, не являя ни одной эмоции при совершении жестких убийств.

Кадр из фильма "Город грехов" (2005)
Кадр из фильма "Город грехов" (2005)

Если не считать эпиграфа и коды, то в «Городе грехов» показаны три истории, судьбы трех мужчин. Все они слишком разные, но при этом у них есть общие моменты (это подчеркивается сценами, когда они пересекаются в баре). Все они не просто сражаются за справедливость, но пытаются «оберечь» дорогую им женщину. Каждая из историй связана с жертвой, но при этом в фильме выделяются две линии жертвенности. Это те, кто становится «жертвами города» (victim) и те кто, приносит «искупительную жертву» (sacrifice). Фактически все новеллы начинаются с «жертв города», кроме массы неизвестных пострадавших это: Голди, Шелли и Нэнси.

Кадр из фильма "Город грехов" (2005)
Кадр из фильма "Город грехов" (2005)

Их страдания заставляют персонажа приступить к действиям. Все трое протагонистов – это типичные герои-одиночки, у них нет даже помощника или наставника, помогающего в борьбе, что присуще для многих голливудских фильмов. Впрочем, «город грехов» - это «привычный мир наизнанку». Это неупорядоченная Вселенная, где царит «управляемый» хаос, а потому человек может рассчитывать только на себя. Все три персонажа подвергают себя опасности, все трое вынуждены принимать принципиальное для себя «последнее решение». Весьма показательно, что двое из трёх героев делаются «козлами отпущения» (принудительными жертвами) - на Марва и Хартигана «вешают» преступления, совершенные Рорками, но при этом они сами готовы к «искупительной жертве».

Кадр из фильма "Город грехов" (2005)
Кадр из фильма "Город грехов" (2005)

Зло играет особую роль в нуаровских лентах. Как уже говорилось, в нуаре мир мрачен, тускл, коррумпирован, а большая часть людей – опустившиеся на дно жизни мошенники и проходимцы. В классическом нуаре герой-одиночка вроде Сэма Спейда или Филиппа Марлоу сражается против преступности, несправедливости и коррупции. Но и сам главный герой отнюдь не является примером для подражания, он не прочь преступить закон, если того потребуют обстоятельства. Нередко мотивы поведения главных нуар-персонажей не слишком очевидны и в итоге грань между добром и злом оказывается размытой.

Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»

Сайт, посвященный нуару