Найти тему
КиноРаритет

«Медный ангел». Советская кинопропаганда, которую стоит посмотреть - 3

Оглавление

Продолжаем вспоминать примеры советских фильмов, главной целью которых было вбить в башку зрителя мысль «как же страшно за границей». Ну, типа «не ходите, дети, в Африку гулять». И не только в Африку. Советскому человеку вообще крайне не рекомендовалось покидать границы соцлагеря (да, и при всём желании, покинуть их могли единицы). Фильм в сегодняшнем обзоре пугал, например, ужасами жизни в Латинской Америке. Ну, и без зловещих американцев, конечно, тоже не обошлось.

Советские геологи с задатками спецназа

Приключенческий боевик «Медный ангел» рассказывает про то, как «один тому каааак даст, а этот ему хрясь по кумполу»…

Советский человек смотрит на латиноамериканского головореза, как на нашкодившего школьника
Советский человек смотрит на латиноамериканского головореза, как на нашкодившего школьника

А если серьёзно, то про международную экспедицию, которую ООН направляет в неназванную латиноамериканскую страну с целью подыскать место для строительства гидроэлектростанции. Специалисты разных стран работают в отдалённой горной местности, когда оказываются в заложниках у местных бандитов. При помощи шантажа преступники надеются вынудить власти освободить своего главаря из тюрьмы, а заодно и вернуть партию наркотиков, захваченную во время полицейского рейда. Но среди заложников есть советские люди, которые не собираются смиренно сидеть и ждать своей судьбы. Они пытаются самостоятельно выбраться из опасной ситуации.

Опасная ситуация осложняется тем, что доверять местным нельзя. Одни запуганы всевластием бандитов, другие коррумпированы. И даже полиция ненадёжна.

Латиноамериканская жуть и коварство США

Хоть режиссёр Вениамин Дорман в интервью советской прессе заявлял, что своим фильмом хотел показать, как люди защищают собственное достоинство, «Медный ангел» - это откровенная попытка снять коммерческое, чисто развлекательное кино. Но в СССР снять просто боевик, без всякой задней мысли, было нельзя. Нужно было наполнить его моралью и всякими идеологическими выверенными смыслами. Поэтому на протяжении всего фильма советскому зрителю напоминали – спокойно живётся только в СССР, а вот там, «у них» - жуть жуткая: наркотики, банды, безнаказанные убийства. Полиции здесь тоже нельзя доверять, ибо её представители только и норовят вступить в сговор с бандитами ради личной выгоды.

Поначалу кажется, что Александр Филипенко в кои-то веки сыграл положительного персонажа. Но вскоре он вновь начинает злодействовать
Поначалу кажется, что Александр Филипенко в кои-то веки сыграл положительного персонажа. Но вскоре он вновь начинает злодействовать

Сами советские люди в опасной ситуации показаны идеально положительными – смелыми, ответственными, уравновешенными, заботливыми. Единственные иностранцы, которых можно поставить в один ряд по человеческим с советскими персонажами, - это чех (то есть, тоже представитель соцлагеря) и литиноамериканский учёный.

Даже французский член экспедиции, который вроде бы персонаж положительный, если присмотреться и прислушаться к его речи, склонен к цинизму и эгоизму (ну, он же из капстраны!).

Ненавязчивая реклама советской прессы - "читайте газету "Правда", и будете таким же доблестным и героичным, как герой Кузнецова"
Ненавязчивая реклама советской прессы - "читайте газету "Правда", и будете таким же доблестным и героичным, как герой Кузнецова"

Ну, и, конечно, не смогли авторы «Медного ангела» обойтись без того, чтобы не высказаться в адрес Америки. По сценарию фильма, во всех бедах героев виноваты именно США, ведь это по подсказке американцев, которые сами планировали строить гидроэлектростанцию в тех местах, бандиты и идут на захват заложников. Такое вот коварное и жестокое устранение конкурентов.

Понятно, что весь сюжет – выдумка сценаристов. Если вспомнить историю, то, действительно, советские специалисты работали при строительстве гидроэлектростанций в Латинской Америке - на Кубе, в Бразилии, в Чили. И, конечно, это вызывало вполне объяснимое недовольство в Соединённых Штатах. Но фактов, чтобы американское правительство устраивала хотя бы нечто подобное тому, что показано в фильме, нет. Никаких тебе взятий в заложники, никаких попыток силовыми методами помешать работать советским специалистам в Латинской Америки, никаких сколько-нибудь значительных диверсий (если у вас есть такие факты, поделитесь, пожалуйста).

«Пираты ХХ-го века», только на суше

«Медный ангел» снимался на волне небывалого успеха в советском прокате боевика «Пираты ХХ-го века», и это хорошо ощущается. Опять иностранные бандиты захватывают честных советских трудяг, опять это происходит в экзотических пейзажах, опять имеет место шантаж, и опять в дело замешаны наркотики. Здесь даже есть Николай Ерёменко-младший, правда, в исключительно отрицательной роли.

Николай Ерёменко-младший в "Ангела" перекочевал из "Пиратов 20-го века"
Николай Ерёменко-младший в "Ангела" перекочевал из "Пиратов 20-го века"

Что ж, вторых «Пиратов» из «Ангела» не вышло. Смотрится он менее захватывающе и каких-то особо крутых экшн-сцен в нем нет. Он неплохо прокатился в 1984-м году - в год своего выхода, - ну и был благополучно забыт. Что зря.

Лично мне после просмотра фильма в детстве запомнилась именно Лия Ахеджакова
Лично мне после просмотра фильма в детстве запомнилась именно Лия Ахеджакова

Всё-таки это довольно лёгкая и увлекательная картина, к тому же с очень высокой плотностью советских кинозвёзд на экране. Анатолий Кузнецов сыграл советского руководителя экспедиции, Леонид Куравлёв – латиноамериканского профессора, Леонид Ярмольник – болтливого француза, а Валентин Смирнитский – немногословного чеха. В роли хозяйки отеля, давшего фильму название, запоминается Лия Ахеджакова, в роли продажного комиссара полиции злодействует Александр Филипенко, а в роли главаря контрабандистов красуется Арчил Гомиашвили. Ну, где вы ещё такой актёрский ансамбль найдёте?