Уже почти год в Минске работает первый в стране магазин без упаковки. Какие товары особенно полюбились покупателям, что из многоразового в Беларуси пока не найти и какие стереотипы мешают людям быть экодружественными, рассказывают для Ecoidea.by соучредительницы магазина «Zerro» Юлия Лисица и Светлана Гатальская.
После открытия интернет-магазина создательницам проекта стало понятно, что из интернета нужно выходить и в офлайн-продажи. Люди хотели посмотреть на товар, потрогать его, купить средства на разлив… И тогда Юлия со Светланой отважились: спустя пару месяцев открыли «живой» магазин.
Самый популярный товар – прокладки
Все товары в магазине помогают не производить лишнего мусора. Сейчас здесь можно купить многоразовую посуду, косметику в оборотной таре или вовсе без упаковки, средства для уборки дома на разлив, различные средства гигиены, в том числе менструальные чаши и многоразовые прокладки. К слову, именно чаши и прокладки – самые популярные товары в магазине, они редко остаются на полке без внимания.
— Тема менструации табуирована. Люди стесняются об этом говорить. Это при том, что в Беларуси женщин больше чем мужчин – 53,4 процента! В репродуктивном возрасте находятся 43,8 процента из них. Клиентки более старшего возраста, по нашим наблюдениям, делятся на два типа. Одни говорят про многоразовые прокладки: «Это же как мы делали раньше! Зина, давай купим!», другие, наоборот, реагируют негативно: «Это же ужас! Как это можно стирать своими руками?» Можно понять людей, которые хотят подальше уйти от момента невозможности купить хоть что-то, как это было в советское время, от воспоминаний о вынужденности шить себе прокладки, — рассуждает Светлана.
В составе многоразовых прокладок, которые продаются в магазине, — флис, тройной слой хлопчатобумажной ткани и непромокаемый слой полиэстера.
Юлия без стеснения рассказывает о том, почему одноразовым прокладкам предпочитает многоразовые:
— Для отбеливания прокладок используют химические вещества, остатки которых могут быть на прокладках и наносить вред микрофлоре влагалища и организму в целом. Ощущение того, что товар герметично упакован, потому что он находится в одноразовой пластиковой упаковке, — тоже обманчиво. Неизвестно, как этот товар производится, в каких условиях его запаковывают. Если я могу выбрать многоразовый товар, который не будет вредить моему здоровью, я выбираю многоразовую прокладку.
И, конечно, одноразовые прокладки – это неперерабатываемый мусор. В среднем, по данным «Гринпис России», в течение репродуктивного периода жизни одной женщине необходимо около 3,6 тысячи одноразовых прокладок. А это тонны мусора: в Беларуси в год образуется примерно 920 тонн такого мусора!
Покупка многоразовых средств гигиены значительно снижает нагрузку не только на окружающую среду, но и на собственный кошелёк.
— Менструальная чаша — это очень яркий пример того, как можно экономить. У нас в магазине одна чаша стоит 50 рублей. Некоторых пугает цена. Но если посчитать, сколько денег тратит каждая женщина на одноразовые прокладки и тампоны, то получается, что за три года менструальная чаша полностью окупается, при этом служит она до 10 лет, — рассказывает Светлана.
Многоразовые диски из флиса окупаются за один месяц
Многоразовые диски из флиса окупаются за один месяц. Для того, чтобы сохранять их чистоту, конечно, нужна вода. Вода, которая используется в процессе стирки стоит планете гораздо меньше, чем существование одноразовых ватных дисков, объясняют девушки. Для выращивания хлопка, материала, который идёт на их производство, нужно гораздо больше воды. К тому же часто в процессе выращивания используются пестициды. Экологический след ватных дисков растягивается ещё больше за счёт транспортировки.
Меньше дорога – меньше выбросов
Юлия и Светлана обращают внимание на транспортный след каждого своего товара. Именно поэтому больше половины в ассортименте – это вещи местного производства.
Есть и такие, которые приходится заказывать из-за границы, потому что белорусских аналогов пока нет. Среди таких товаров как раз менструальные чаши: они приезжают из Дании.
Продаются здесь и хлопковые мешочки, и мешочки из полиэстера. Набор из двух мешочков, сделанных из органического хлопка, стоит около 20 рублей. И заказывать их приходится из Германии. В Беларуси такой экологичной ткани не найти.
При этом девушки хотят, чтобы всё, что продаётся в магазине, было из Беларуси, и периодически сами инициируют производство некоторых товаров. Например, недавно в магазине стали продаваться металлические трубочки для коктейлей местного производства.
— Мы посмотрели на трубочки и подумали: это же можно делать в Беларуси! Зачем заказывать в Европе и Китае? – говорят они.
Срок жизни бритвы – 50 лет!
Светлана демонстрирует бритву. Такие приезжают в Беларусь из США, но это оправдано: найти непластиковый многоразовый товар ближе не получилось. А такой металлический станок может служить аж 50 лет!
В магазине обращают внимание на то, что этот товар упакован исключительно в бумагу. Это тоже намного экологичнее, чем упаковка из комбинированного пластика, которую даже при желании нельзя отправить на переработку.
— Нам очень важно, в каком виде приезжают вещи. Всегда оцениваем, много ли пластиковой упаковки, можно ли как-то сократить её количество, можно ли договориться с поставщиком на более дружественный вариант, — говорит Светлана.
Zero waste деятельность – это и про новую культуру потребления, и про отношения между людьми
К примеру, собеседница обращалась к нескольким крупным производителям косметических и бытовых средств с предложением о сотрудничестве. Необычность предложения заключалась в том, чтобы использовать оборотную тару. Однако многие компании на такие условия не согласились. В итоге нашли того, кто согласился попробовать, хоть «это и первый опыт».
— Да, есть такие приятные исключения! Наш поставщик косметики технически не может разливать свой продукт в тару большого объёма. Но пошёл на встречу: перезаполняет тару, которую возвращают нам покупатели, — приводит пример Юлия.
Дополнительная история
Есть в магазине и такие товары, в которых кроется не только экодружественность, но и чья-то история. Например, пакеты для уборки за собаками — от реабилитационно-трудовой мастерской «Добродел». Их делают люди, которые живут в психоневрологических интернатах Минска.
Покупая эти пакеты, человек даёт зарплату тем людям, что они лишены дееспособности, а значит, и реальной возможности устроиться на работу на свободном рынке труда, зарабатывать деньги.
— Набор пакетов из десяти штук стоит 4,5 рубля. Многие говорят, что это очень дорого, но для покупателей и покупательниц — это возможность оказать поддержку проекту, за которым стоит большая добрая миссия, — говорит Светлана.
Дело не в вещах, дело в новой культуре
В ближайшей перспективе экоактивистки хотят создать в магазине базу всех самых необходимых товаров, максимально закрыв потребности людей. Светлана смеётся и говорит, что многое в магазине появляется из эгоистичных соображений, ведь «если тебе чего-то не хватает, наверняка, этого не хватает ещё кому-то».
— Пока на некоторые товары спрос есть, но мы не продаём их. Например, бамбуковые ватные палочки. С одной стороны, мы понимаем необходимость, с другой, всегда можно взять спичку и намотать на неё ватку. Использование бамбуковых ватных палочек, а не палочек из пластика — это другой уровень потребления, но всё равно потребления, — рассказывает Светлана.
Создательницы подчёркивают, что их zero waste деятельность – это и про новую культуру потребления, и про отношения между людьми.
— Когда человеку со своим мешочком на Комаровке говорят: «А-а-а, вы за природу!», то это уже победа. И люди, которые раньше боялись вступать в диалог, с продавцами становятся тоже смелее.