Найти тему
Ecoidea.me

Zerro.by: экоактивистки доказали, что альтернатива есть всегда

Оглавление

Уже почти год в Минске работает первый в стране магазин без упаковки. Какие товары особенно полюбились покупателям, что из многоразового в Беларуси пока не найти и какие стереотипы мешают людям быть экодружественными, рассказывают для Ecoidea.by соучредительницы магазина «Zerro» Юлия Лисица и Светлана Гатальская.

Юлия Лисица и Светлана Гатальская. Фото Юлии Семенченко
Юлия Лисица и Светлана Гатальская. Фото Юлии Семенченко

После открытия интернет-магазина создательницам проекта стало понятно, что из интернета нужно выходить и в офлайн-продажи. Люди хотели посмотреть на товар, потрогать его, купить средства на разлив… И тогда Юлия со Светланой отважились: спустя пару месяцев открыли «живой» магазин.

Самый популярный товар – прокладки

Все товары в магазине помогают не производить лишнего мусора. Сейчас здесь можно купить многоразовую посуду, косметику в оборотной таре или вовсе без упаковки, средства для уборки дома на разлив, различные средства гигиены, в том числе менструальные чаши и многоразовые прокладки. К слову, именно чаши и прокладки – самые популярные товары в магазине, они редко остаются на полке без внимания.

— Тема менструации табуирована. Люди стесняются об этом говорить. Это при том, что в Беларуси женщин больше чем мужчин – 53,4 процента! В репродуктивном возрасте находятся 43,8 процента из них. Клиентки более старшего возраста, по нашим наблюдениям, делятся на два типа. Одни говорят про многоразовые прокладки: «Это же как мы делали раньше! Зина, давай купим!», другие, наоборот, реагируют негативно: «Это же ужас! Как это можно стирать своими руками?» Можно понять людей, которые хотят подальше уйти от момента невозможности купить хоть что-то, как это было в советское время, от воспоминаний о вынужденности шить себе прокладки, — рассуждает Светлана.

Так выглядит многоразовая прокладка. Фото Юлии Семенченко
Так выглядит многоразовая прокладка. Фото Юлии Семенченко

В составе многоразовых прокладок, которые продаются в магазине, — флис, тройной слой хлопчатобумажной ткани и непромокаемый слой полиэстера.

Юлия без стеснения рассказывает о том, почему одноразовым прокладкам предпочитает многоразовые:

— Для отбеливания прокладок используют химические вещества, остатки которых могут быть на прокладках и наносить вред микрофлоре влагалища и организму в целом. Ощущение того, что товар герметично упакован, потому что он находится в одноразовой пластиковой упаковке, — тоже обманчиво. Неизвестно, как этот товар производится, в каких условиях его запаковывают. Если я могу выбрать многоразовый товар, который не будет вредить моему здоровью, я выбираю многоразовую прокладку.

И, конечно, одноразовые прокладки – это неперерабатываемый мусор. В среднем, по данным «Гринпис России», в течение репродуктивного периода жизни одной женщине необходимо около 3,6 тысячи одноразовых прокладок. А это тонны мусора: в Беларуси в год образуется примерно 920 тонн такого мусора!

Так выглядит менструальная чаша. Фото Юлии Семенченко
Так выглядит менструальная чаша. Фото Юлии Семенченко

Покупка многоразовых средств гигиены значительно снижает нагрузку не только на окружающую среду, но и на собственный кошелёк.

Менструальная чаша — это очень яркий пример того, как можно экономить. У нас в магазине одна чаша стоит 50 рублей. Некоторых пугает цена. Но если посчитать, сколько денег тратит каждая женщина на одноразовые прокладки и тампоны, то получается, что за три года менструальная чаша полностью окупается, при этом служит она до 10 лет, — рассказывает Светлана.

Многоразовые диски из флиса окупаются за один месяц

Многоразовые диски из флиса окупаются за один месяц. Для того, чтобы сохранять их чистоту, конечно, нужна вода. Вода, которая используется в процессе стирки стоит планете гораздо меньше, чем существование одноразовых ватных дисков, объясняют девушки. Для выращивания хлопка, материала, который идёт на их производство, нужно гораздо больше воды. К тому же часто в процессе выращивания используются пестициды. Экологический след ватных дисков растягивается ещё больше за счёт транспортировки.

Меньше дорога – меньше выбросов

Юлия и Светлана обращают внимание на транспортный след каждого своего товара. Именно поэтому больше половины в ассортименте – это вещи местного производства.

Есть и такие, которые приходится заказывать из-за границы, потому что белорусских аналогов пока нет. Среди таких товаров как раз менструальные чаши: они приезжают из Дании.

Мешочки для продуктов из органического хлопка. Фото Юлии Семенченко
Мешочки для продуктов из органического хлопка. Фото Юлии Семенченко

Продаются здесь и хлопковые мешочки, и мешочки из полиэстера. Набор из двух мешочков, сделанных из органического хлопка, стоит около 20 рублей. И заказывать их приходится из Германии. В Беларуси такой экологичной ткани не найти.

При этом девушки хотят, чтобы всё, что продаётся в магазине, было из Беларуси, и периодически сами инициируют производство некоторых товаров. Например, недавно в магазине стали продаваться металлические трубочки для коктейлей местного производства.

— Мы посмотрели на трубочки и подумали: это же можно делать в Беларуси! Зачем заказывать в Европе и Китае? – говорят они.

Срок жизни бритвы – 50 лет!

Светлана демонстрирует бритву. Такие приезжают в Беларусь из США, но это оправдано: найти непластиковый многоразовый товар ближе не получилось. А такой металлический станок может служить аж 50 лет!

Многоразовый станок для бритья. Фото Юлии Семенченко
Многоразовый станок для бритья. Фото Юлии Семенченко

В магазине обращают внимание на то, что этот товар упакован исключительно в бумагу. Это тоже намного экологичнее, чем упаковка из комбинированного пластика, которую даже при желании нельзя отправить на переработку.

— Нам очень важно, в каком виде приезжают вещи. Всегда оцениваем, много ли пластиковой упаковки, можно ли как-то сократить её количество, можно ли договориться с поставщиком на более дружественный вариант, — говорит Светлана.

Zero waste деятельность – это и про новую культуру потребления, и про отношения между людьми

К примеру, собеседница обращалась к нескольким крупным производителям косметических и бытовых средств с предложением о сотрудничестве. Необычность предложения заключалась в том, чтобы использовать оборотную тару. Однако многие компании на такие условия не согласились. В итоге нашли того, кто согласился попробовать, хоть «это и первый опыт».

— Да, есть такие приятные исключения! Наш поставщик косметики технически не может разливать свой продукт в тару большого объёма. Но пошёл на встречу: перезаполняет тару, которую возвращают нам покупатели, — приводит пример Юлия.

Дополнительная история

Есть в магазине и такие товары, в которых кроется не только экодружественность, но и чья-то история. Например, пакеты для уборки за собаками — от реабилитационно-трудовой мастерской «Добродел». Их делают люди, которые живут в психоневрологических интернатах Минска.

-6

Покупая эти пакеты, человек даёт зарплату тем людям, что они лишены дееспособности, а значит, и реальной возможности устроиться на работу на свободном рынке труда, зарабатывать деньги.

— Набор пакетов из десяти штук стоит 4,5 рубля. Многие говорят, что это очень дорого, но для покупателей и покупательниц — это возможность оказать поддержку проекту, за которым стоит большая добрая миссия, — говорит Светлана.

Дело не в вещах, дело в новой культуре

В ближайшей перспективе экоактивистки хотят создать в магазине базу всех самых необходимых товаров, максимально закрыв потребности людей. Светлана смеётся и говорит, что многое в магазине появляется из эгоистичных соображений, ведь «если тебе чего-то не хватает, наверняка, этого не хватает ещё кому-то».

— Пока на некоторые товары спрос есть, но мы не продаём их. Например, бамбуковые ватные палочки. С одной стороны, мы понимаем необходимость, с другой, всегда можно взять спичку и намотать на неё ватку. Использование бамбуковых ватных палочек, а не палочек из пластика — это другой уровень потребления, но всё равно потребления, — рассказывает Светлана.

Создательницы подчёркивают, что их zero waste деятельность – это и про новую культуру потребления, и про отношения между людьми.

— Когда человеку со своим мешочком на Комаровке говорят: «А-а-а, вы за природу!», то это уже победа. И люди, которые раньше боялись вступать в диалог, с продавцами становятся тоже смелее.