Найти тему
Индустриальный турист

"Метрополь" - самая масштабная и многострадальная дореволюционная стройка Москвы

Оглавление

В наше время пятизвёздочный отель "Метрополь" известен как один из самых дорогих и элитных отелей Москвы. Он находится в самом центре столицы: между Красной площадью и Большим театром. Но немногие знают о том, что Метрополь обладает очень богатой и интересной историей: причём речь идёт не о его постояльцах и их приключениях, а именно о самом здании гостиницы - в своё время оно стало сначала самой крупной стройкой Москвы, а позднее превратилось в самый масштабный и самый многострадальный долгострой всей России (во всяком случае, по соотношению времени строительства и денег, потраченных на него)!

К сожалению, во время моей поездки в Москву летом 2020 года фасад гостиницы ремонтировали, так что на моих фотографиях не будет западного фасада "Метрополя" - он был полностью закрыт строительными лесами
К сожалению, во время моей поездки в Москву летом 2020 года фасад гостиницы ремонтировали, так что на моих фотографиях не будет западного фасада "Метрополя" - он был полностью закрыт строительными лесами

История строительства Метрополя уникальна для России: над этой гостиницей работало огромное количество архитекторов - от мэтров своего времени вроде Льва Кекушева до ещё неопытных и только начинавших свою карьеру, но очень талантливых зодчих, таких как Жолтовский и Перетяткович.

Причём нельзя сказать, что все эти архитекторы работали в слаженной команде - дело было совсем не в этом. Напротив, проект гостиницы несколько раз переделывался (причём уже после начала строительства) разными архитекторами - начинал один, потом на смену ему приходил другой и т.д. Да что уж тут говорить - во время строительства сменился даже её заказчик и создатель первоначальной идеи проекта!

Верхняя часть здания украшена огромными мозаичными панно, выполненными лушчими мастерами своего времени
Верхняя часть здания украшена огромными мозаичными панно, выполненными лушчими мастерами своего времени

В своё время Метрополь прозвали "Вавилонской башней 20 века" - этому послужило и долгое строительство здания, сопровождавшееся постоянными неудачами, и большое количество архитекторов, работавших над зданием и, как и строители Вавилонской башни, зачастую говоривших на разных архитектурных "языках". В общем, подобный символизм здесь вполне уместен!

Предпосылки строительства

Инициатором строительства гостиницы был один из крупнейших предпринимателей Москвы того времени, так называемый "Московский Медичи", Савва Иванович Мамонтов. Он был очень разносторонним человеком, прекрасно разбирался в искусстве и часто инициировал крупные строительные проекты, так что не удивительно, что именно он решил построить самый крупный и современный гостиничный комплекс в России.

-4

Размах проекта поражал воображение людей в своё время, впрочем, удивителен он и для наших дней. Мамонтов хотел сделать гостиницу полностью автономной: её постояльцы могли спокойно жить на территории гостиницы, пользоваться любыми удобствами не переступая при этом её порога. В качестве главного развлечения Савва Иванович планировал устроить внутри "Метрополя" огромный оперный театр на 3100 мест.

В качестве главного архитектора проекта был выбран Лев Николаевич Кекушев - пожалуй, лучший зодчий Москвы того времени, и при этом хороший знакомый самого Мамонтова. Он разработал первоначальный проект гостиницы и при нём началось её строительство.

Постоянные неудачи

Черная полоса в строительстве Метрополя началась, можно сказать, с самой задумки. Мамонтов не смог потянуть свои же замыслы: из-за необходимости вложения огромных средств Савва Иванович использовал государственные деньги, выданные ему на строительство Московско-Ярославской железной дороги, переведя их на счета других своих предприятий - таким образом он пытался разобраться с большим количеством финансовых проблем, возникших, в том числе, и из-за строительства Метрополя. Итогом всего этого стал арест и разорение великого московского предпринимателя.

Начатое строительство в 1899 году перешло в руки Санкт-Петербургского страхового общества. Они изменили и доработали изначальный проект. От многих интересных задумок Мамонтова пришлось отказаться - новый владелец попросту не потянул бы такие большие затраты на строительство, так что невероятно масштабный проект стал чуточку меньше (например, планировавшийся изначально огромный театр превратился в гораздо более скромный концертный зал).

Так гостиница "Метрополь" выглядела в 1902 году. Как вы можете видеть, здание хоть и возведено, но строительный процесс всё ещё "кипит". Фото взято с сайта pastvu.com
Так гостиница "Метрополь" выглядела в 1902 году. Как вы можете видеть, здание хоть и возведено, но строительный процесс всё ещё "кипит". Фото взято с сайта pastvu.com

Кроме того, Санкт-Петербургское общество страхований приняло решение изменить фасады здания, из-за чего даже проводился отдельный конкурс (и это при том, что стройка на тот момент уже была начата), в котором, как ни странно, снова выиграл Лев Кекушев! Так что фактически он и остался главным архитектором Метрополя, вот только после конкурса вместе с ним над фасадами принялся работать ещё и Вильям Валькот. Кто из них сделал больший вклад во внешний облик здания - неизвестно (но, судя по всему, от Кекушева в "Метрополе" было добавлено больше, чем от Валькота).

А спустя два года произошла ещё одна трагедия: на уже почти оконченной стройке разыгрался сильный пожар, практически полностью уничтоживший внутреннее убранство здания и едва ли не разрушивший всю гостиницу. Восстановление ещё не построенного здания сильно ударило как по бюджету, так и по культурному аспекту - было утеряно множество ценных элементов отделки, многие из которых так и не были воссозданы. А возведение гостиницы затянулось на целых три года - полностью её открыли лишь в 1905 году (в итоге, на возведение Метрополя ушло 7 лет, хотя изначально планировалось уложиться в 3-4 года)!

Кто принимал участие в строительстве

Как я уже сказал ранее, в строительстве Метрополя принимала участие целая команда из архитекторов и художников: они работали как сообща, так и сменяли друг друга в процессе строительства. Думаю, что правильнее всего будет сказать пару слов о главных и самых известных создателях гостиницы.

Лев Кекушев

Про Льва Николаевича у меня на канале есть отдельная статья, могу вам её рекомендовать. Но если вкратце, то Лев Кекушев - один из важнейших людей для архитектуры России начала 20 века. Его можно по праву считать основоположником московского модерна и главным идеологом этого стиля в нынешней столице России.

В качестве примера приведу одну из ярчайших работ Льва Кекушева - особняк Коробкова на Пятницкой улице
В качестве примера приведу одну из ярчайших работ Льва Кекушева - особняк Коробкова на Пятницкой улице

Не удивительно, что именно его Савва Мамонтов привлёк для своей главной стройки, ведь у Мамонтова и Кекушева был богатый опыт сотрудничества: Савва Иванович неоднократно выступал в роли заказчика для Кекушева, да и в целом поддерживал его на сложном творческом пути архитектора.

Вильям Валькот

Вильям Валькот - российский архитектор британского происхождения. Сначала он работал только в Москве, но позднее он вернулся на "историческую родину", в Лондон, где продолжил свою архитектурную деятельность.

Как я уже сказал ранее, в наши дни остаётся неизвестным - какой именно вклад Валькот внёс в проектирование и строительство Метрополя. Раньше считалось, что современные фасады "Метрополя" - его заслуга. Но позднее московскими искусствоведами (в первую очередь, благодаря Марии Нащокиной) этот факт неоднократно ставился под сомнение (Валькот на тот момент был неопытным зодчим, и вряд ли он мог выступать в качестве главного автора фасадов).

Мариан Перетяткович

Приложил свою руку к строительству Метрополя и Перетяткович - известный архитектор, создавший множество знаковых построек в Санкт-Петербурге и Москве. В Метрополе он выступал в роли одного из архитекторов, декорировавших фасад здания. Причём работа над Метрополем стала едва ли не первой в творческой карьере Мариана Мариановича!

Мариан Перетяткович является автором прекрасного храма Лурдской Божией Матери в Санкт-Петербурге
Мариан Перетяткович является автором прекрасного храма Лурдской Божией Матери в Санкт-Петербурге

Михаил Врубель

Известный русский художник Михаил Врубель создал самое крупное и размещённое по центру фасада панно под названием "Принцесса Греза". Я думаю, вы не удивитесь узнав, что на появление этого панно в очередной раз повлиял Савва Мамонтов, который очень трепетно относился к творчеству Врубеля.

"Принцесса Греза" играет ключевую роль в формировании облика фасада гостиницы
"Принцесса Греза" играет ключевую роль в формировании облика фасада гостиницы

Дело в том, что изначально "Принцесса Греза" предназначалась для Всероссийской художественно-промышленной выставки, но была забракована местным жюри, после чего Мамонтов, ставший одним из первых людей, по достоинству оценивших творчество Врубеля, принял достаточно интересное решение: он изобразил эту картину на фасаде главной стройки всей своей жизни. Этим Мамонтов как бы говорил критикам, не принимавшим Врубеля: "вы отказались от этой картины, но теперь её будет видеть вся Москва". Интересный всё-таки был человек!

Владимир Шухов

Не стоит удивляться, что на столь важной стройке засветился и ведущий инженер России начала 20 века. Шухов возвёл перекрытие над большим залом ресторана гостиницы, передовое на тот момент.

-9

Уже после всего этого Владимир Григорьевич прославился как первооткрыватель стальных сетчатых оболочек, которые используются при строительстве и в наши дни. А самой известной постройкой Шухова можно назвать его башню на Шаболовке - первую телевизионную башню Москвы.

Иван Жолтовский

Поразительно, но в создании Метрополя принимал участие человек, который в будущем стал одним из основателей сталинского неоклассицизма. В строительство гостиницы он внёс не самый большой вклад - он был одним из создателей внутренних интерьеров, большая часть которых сгорела во время пожара 1901 года.

Виктор Веснин

В создании гостиницы Метрополь поучаствовал и один из братьев Весниных. В своё время они действительно занимались строительством разного рода зданий: от модерна до неоклассицизма, тогда как в советское время они стали главными архитекторами авангарда и конструктивизма, и прославились они этим на весь мир.

Конечно же, помимо этих людей, в команду проектировщиков и строителей входило ещё множество выдающихся людей: художники Головин, Чехонин и Невинский, архитектор Эрихсон, керамист Ваулин. Всех не перечислишь, но я постарался выделить самых интересных творцов.

Метрополь в наше время

С вашего позволения, я пропущу историю Метрополя после окончания его строительства, потому что темой моей статьи является именно история возведения гостиницы. Тем более, что история Метрополя слишком обширна и интересна - на эту тему можно писать ещё одну отдельную публикацию! Но пару слов о её современном состоянии я всё-таки скажу.

-10

В наши дни Метрополь нельзя назвать самой передовой гостиницей Москвы: если в 1905 году наличие в номерах холодильников было уникальным для России, то сейчас этим фактом мало кого удивишь. Впрочем, Метрополь остаётся одним из элитнейших отелей Москвы, а стоимость номеров в нём считается одной из самых высоких в столице.

-11

Так что всё-таки не зря Савва Мамонтов так радел за эту гостиницу - прошло уже больше ста лет, а она всё ещё считается одной из лучших в России!

Если вам понравилась моя статья, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал - хоть он и посвящён, в основном, Петербургу, но и о других городах России я тоже пишу (о Москве в 2021 году ещё точно будет не одна статья)!

Спасибо за внимание!