Оказывается, чтобы заслужить признание всемирной аудитории, не обязательно стремиться к эпатажу, вычурности и излишнему пафосу. Внешний эффект — это важно, но стоит делать так, чтобы он не отвлекал внимание от того, ради чего все затеяно: яркое пятно заметнее на нейтральном фоне, а не на пестром. Недаром многие стилисты и художники предпочитают делать акцент на чем-то одном. А минимализм — это не только отказ от лишнего, но и умение создать новое и прекрасное из самых обычных средств, ведь не зря говорят: “Все гениальное просто”.
Если хотите сами в этом убедиться, посмотрите легендарный французский мюзикл “Нотр-Дам де Пари”: режиссер Ж.Майю, автор музыки Р.Коччианте, автор либретто — Л.Пламондон. В нем приняли участие звезды мировой величины: Пьер Гаран (Гару), Брюно Пеллетье, Даниэль Лавуа, Патрик Фьори, Люк Мервилль, Элен Сегара, Жюли Зенатти.
На мой взгляд, это одно из самых совершенных творений. Можно увидеть другие спектакли, в которых используются различные спецэффекты, играют красивые актеры, лихо закрученная сюжетная интрига. Но далеко не всегда получается такое сильное впечатление! Это не только мое субъективное мнение, у французского мюзикла “Нотр-Дам де Пари” очень много поклонников.
Несмотря на свою грандиозность и произведенный эффект, спектакль оформлен достаточно минималистично — еще и в этом состоит его обаяние. Высокая энергетика, смысловая наполненность, динамика и легкость восприятия — главные особенности всемирно известного мюзикла. Удивительно, но его всегда переживаешь как в первый раз.
Перечислю стороны этого великого произведения, обыгранные, на первый взгляд, довольно сдержанно, но с большим вкусом.
Смысловая подача
За основу сюжета взят роман В.Гюго “Собор Парижской Богоматери”. Сама книга изложена, на мой взгляд, предельно ясным и простым языком, с четким сюжетом. А в спектакле отражены лишь основные события, в которых участвуют главные герои. Зритель сразу может понять характер персонажа, не отвлекаясь на лишние детали. Динамика событий удобна для восприятия: время идеально рассчитано на то, чтобы публика успела насладиться музыкой и действием, однако нет затянутости и многословия.
Смысл спектакля подается легко, четко и логично, но при этом драматично, чувственно и гармонично.
Декоративное оформление
Декорации к мюзиклу совершенно незатейливые: практически пустая сцена. В зависимости от действия можно увидеть лишь несколько нужных атрибутов. Задняя часть декораций, изображающая стену Нотр-Дам позади сцены, также рассчитана на самое необходимое. Для передвижения по ней в манере “паркур”, для игры световых эффектов на заднем плане и в качестве экрана со слайдами изображений. Кстати, даже “логотип”, символизирующий “Нотр-Дам”, выполнен минималистично: круг, а внутри нечто вроде лепестков или паутины (последнее весьма символично, исходя из сюжета). На сцене он изображен с помощью света.
Это минималистическое оформление придает музыкальному спектаклю дополнительную стильность и шарм, делая основной акцент на главном: на авторской задумке, на ее выразительном воплощении, на энергетике актеров, на очаровании музыки.
Все это создает волшебную и неповторимую атмосферу, от которой надолго остается сильное впечатление и приятное послевкусие.
Внешние образы и то, что под ними скрывается
Как и в остальном, здесь проявлена абсолютная сдержанность: актеры одеты очень просто, с небольшим количеством неброских аксессуаров. Больше всего необходимых деталей в создании образа у актера Пьера Гарана, который сыграл Квазимодо: чтобы точнее передать внешность горбуна, стилистам и гримерам пришлось потрудиться подольше, чем над другими актерами.
Однако вкус создателей проекта проявился и в том, что этот персонаж, несмотря на внешнюю некрасивость и недюжинную силу, получился достаточно милым и трогательным. Им удалось передать его главные черты — доброту, искренность, чистосердечие. Это тот случай, когда соблюдены необходимые пропорции в создании характера героя и его наружности.
Дело здесь еще и в обаянии самого артиста: не зря говорят, что камера сразу “видит” и передает суть человека. Поэтому и актерский состав оказался очень удачным. Привлекательность и харизма каждого проявляется не только во внешности и качественном гриме, но и, в первую очередь, в таланте.
О чем не говорят, но что всегда волнует
Несмотря на общую простоту и отсутствие безвкусной и чрезмерной откровенности, которыми нередко грешат другие режиссеры, с целью привлечь больше внимания или компенсировать недостаточно большой талант, в спектакле есть место легкой эротичности. Она выражается в красоте французского языка, в тонкой мелодичности, в пластике балетных танцоров, в волнующем звучании голосов солистов, в их умении двигаться, в накале чувств, в обволакивающей, но в то же время, эмоциональной атмосфере.
И даже Квазимодо, который, по идее, должен внушать зрителю страх и отторжение, со своим мужественным вокалом излучает флюиды притягательности.
Освещение играет в этом вопросе не последнюю роль: оно бывает и ярким, и приглушенным, что создает впечатляющий контраст, и при этом нет “мельтешения”. А чувственность персонажей ощущается особенно остро на фоне общей нейтральности и ненавязчивости.
Вот главные причины, из-за которых можно не только навсегда влюбиться во французский мюзикл “Нотр-Дам де Пари”, но и считать его произведением, оформленным минималистично. Уже то, что незабываемая музыка и потрясающее исполнение на всю жизнь остаются внутри зрителя, говорит о том, что сдержанный декоративный фон спектакля играет весьма небольшую роль.
Внимание к самой сути, отсутствие излишеств, энергетический вклад — эти критерии стоит учитывать, создавая не только конкретный проект, но и самого себя. И, если краткость — сестра таланта, то минимализм, пожалуй, его лучший друг.
Подписывайся на наш канал, чтобы не пропустить новые статьи.