Если на какие-то не несущие смертельной угрозы неисправности ещё можно закрыть глаза, то малейшие проблемы с тормозами надлежит устранять в кратчайшие сроки. Только представьте, что может произойти, если после нажатия на педаль, автомобиль не станет, как вкопанный, а продолжит нестись, не сбавляя скорости, да ещё в толпу людей! Вряд ли пережив такое вы когда-нибудь снова сможете сесть за руль.
Состояние тормозной системы автомобиля оказывает прямое влияние на его остановочный путь. Сюда же можно отнести косвенные факторы, как, например, степень износа покрышек, наличие ABS. Следует помнить, что антиблокировочная система сама по себе никак не помогает остановке машины, а лишь препятствует заклиниванию колёс, что на скользкой дороге может привести к заносу.
Остановочный путь автомобиля начинается с момента нажатия водителем на педаль тормоза. В это время происходит следующее: с помощью тормозной жидкости активируется гидравлика, в результате чего срабатывают системные цилиндры и клапаны, роль которых сводится к фиксации дисков с помощью колодок. Эффективность работы системы обеспечивается полной исправностью всех составляющих её элементов.
Контроль тормозов обычно производится во время прохождения техосмотра. Однако, каждый водитель должен регулярно проводить беглый осмотр системы, проверяя её работоспособность на практике. Малейшие неисправности в ней, проявляющиеся обычно увеличением остановочного пути, должны мотивировать к более пристальному осмотру системы.
Не реже одного раза в год следует контролировать состояние тормозных дисков и колодок. Свидетельством износа первых может служить возникновение вибрации в руле в момент нажатия педали тормоза. Наиболее сильно она ощущается на большой скорости. Устраняется проблема только заменой дисков, одновременно с которыми меняют и колодки. Кстати, при прохождении регулярного контроля последние следует осмотреть на наличие выработки. При обнаружении оной, колодки незамедлительно меняют.
Раз в два года следует проводить замену тормозной жидкости. Необходимость связана с тем, что в ходе эксплуатации она неизбежно стареет и утрачивает свои свойства. Кроме того, необходимо регулярно контролировать её уровень и в случае обнаружения утечки сразу же проводить проверку всей системы, потому что снижаться он не должен. В большинстве автомобилей используется тормозная жидкость марки DOT-4.
Также при проверке общего состояния тормозной системы следует обратить внимание на пыльники, защищающие тормозные клапаны. Если их герметичность нарушена, а на рабочей поверхности появились трещины, деталь нужно менять. В противном случае клапан перестанет возвращаться на исходное место, благодаря чему эффективность тормозов заметно снизится.