Найти в Дзене

Разум, унесенный ветром

На прошлой неделе западный мир всколыхнула очередная новость на тему расизма. Крупнейший американский провайдер убрал из свободного доступа фильм «Унесенные ветром». А ведь еще совсем недавно это кино считалось классическим. Причиной стал маразматический предлог, согласно которому оказалось, что данная кинолента является пропагандой расизма по отношению к неграм. Так современная сомнительная история с убийством чернокожего бандита, раздутая американскими радикалами, докатилась и до кинематографа.

Казалось бы, какое отношение это имеет к литературе? Самое прямое. Сегодня частная корпорация, зрительская аудитория которой свыше 40 миллионов человек в полусотне государств, налагает запрет на одну из экранизаций литературного произведения. А завтра запретят читать сам роман. А еще немного погодя, можно ожидать публичного сжигания книг и видеоносителей на площадях.

Великолепное литературное произведение госпожи Митчелл заслуженно любят читатели многих стран. В России их тоже немало. Успех самой киноленты в 39-ом году прошлого века был просто ошеломителен: десять Оскаров и самое большое количество проданных билетов. Что же изменилось за 81 год, прошедший с того времени? Человеческая природа осталась все та же. Значит изменились политические установки. Социальный заказ сместился в сторону толерастии и политкорректности, не мешающих, впрочем, появляться таким «шедеврам», как «50 оттенков серого» и т.п.

При этом подобная дискриминация не только, как правило, не действует, но и приводит к обратному эффекту. Так, едва успели запретить фильм, его продажи на Amazon, взлетели «до небес». Российские зрители также не оказались в стороне от «планеты всей». Так что подобные запреты идут только на пользу и романам, и их экранизациям, и продавцам контента.

Здесь можно провести параллели с масштабными литературными произведениями, написанными русскими писателями. «Белая гвардия» или «Тихий Дон» в подобных обстоятельствах легко могут превратиться в жупел, а их авторов обвинят во всех смертных грехах. Интересно, что известный кинодеятель Ю.Грымов довольно жестко «прошелся» на эту тему, обозвав авторов подобного бреда нецензурным словом и охарактеризовав их как продажных людей, способных на любую низость ради денег и власти.

Навязывание политкорректности и толерастии искусству никогда не заканчивалось чем-либо хорошим. Исторические закономерности никто е отменял, и за «закручиванием гаек» неизбежно следует своеобразный «взрыв». Поэтому с большой вероятностью в ближайшее время следует ожидать появления еще более смелых «расистских» произведений искусства. Это касается и литературы, и кинематографа, и иных его областей.