Найти тему
Деловой Бийск

Авторынок выходит из шока. Часть I

Постепенно в разных сферах ослабевают ограничительные меры, и жизнь осторожно входит в привычное русло. Сегодня мы поговорим об авторынке и посмотрим, что здесь изменилось после периода карантина и самоизоляции.

„Шок авторынка медленно проходит“

На всероссийском ресурсе по продажам авто „Дром“ отмечают, что рынок вторичных авто постепенно отходит от коронавирусных потрясений. Данный вывод основывается на анализе 1,2 млн объявлений в собственной базе сайта. В мае текущего года количество машин с пометкой „проданные“ на „Дроме“ увеличилось на 17% по сравнению с апрелем. Тем не менее их число все равно на 5% меньше, чем было в мае 2019.

Общее число объявлений увеличилось на 8% по отношению к апрелю. Однако за два месяца режима самоизоляции было подано на 15% меньше объявлений о продаже б/у автомобилей, чем за аналогичный период 2019 года. Средняя цена в мае 2020 года по сравнению с апрелем текущего года на подержанные авто выросла незначительно — на 1,4%.

Аналитик автомобильного портала „Дром“ Игорь Олейников сообщает: „Менять ли автомобиль — вопрос индивидуальный. Если средства на покупку у вас есть и до кризиса вы планировали это сделать, то обновить личный автопарк сейчас — правильное решение. Предпосылок к дальнейшему снижению цен не так много. Основной шок для рынка медленно проходит, а после снятия карантина рост цен может возобновиться“.

Самыми востребованными моделями на „вторичке“ интернет-рынка по‑прежнему становятся отечественные Лады. Они занимают 7 из 10 строчек в списке наиболее продаваемых на „Дроме“ машин в мае. Туда входят Приора, 2114 Самара, 2107 и другие. Среди зарубежных производителей чаще остальных выбирали Toyota Corolla, Toyota Camry и Ford Focus.

Тихая интервенция электрокаров

Интересно, что на этом фоне отмечается рост покупок электромобилей. Пока только первые ласточки, цифры продаж подобных машин исчисляются сотнями, если не десятками штук по регионам. Сказывается отмена пошлины на подобную технику и возможность сэкономить на бензине. Беспошлинный импорт электрокаров в Россию заработал с 4 мая 2020 года. Продажи электромобилей на „Дроме“ выросли на 32% за месяц действия нулевой ставки. Общее количество предложений увеличилось на 30% по сравнению с февралем 2020 года.

В начале 2019 года среди пользователей сайта „Дром“ проходил опрос „У вас есть место, где вы могли бы регулярно заряжать электромобиль?“, в котором приняли участие 15 тысяч человек со всей России. По его результатам, 33% жителей Алтайского края ответили „Да“, еще 32% выбрали „Если понадобится, что-нибудь придумал бы“. Из чего можно сделать вывод, что большинство автолюбителей при желании могли бы пересесть на электромобили. Впрочем, 35% респондентов проголосовали за вариант „Нет, без шансов“.

Самая популярная модель электромобилей на рынке сейчас — это Nissan Leaf. За ним следуют бюджетный Mitsubishi Minicab MiEV и премиальный Jaguar I-PACE. С начала года больше всего электрокаров привезли в Приморский край (661 шт.), в Иркутскую область (142 шт.) и Краснодарский край — 141 машина. В Алтайском крае, как уточнила „Деловому Бийску“ пресс-служба „Дрома“, цифры не такие большие, но тоже прослеживается тенденция к увеличению. Если в „докоронавирусном“ феврале этого года в наш регион ввезли 17 электромобилей, то в мае уже 21.

На рынке авто с пробегом машин не хватает

Александр Гостев — соучредитель автосалона, занимающегося продажей автомобилей с пробегом всех сегментов: и дорогих, и дешевых, с ассортиментом более ста авто. Вот как он комментирует сложившуюся ситуацию:

— Что происходит на рынке сейчас? В апреле, когда началась вся история с пандемией, продажи не то что вовсе остановились, но резко упали, что естественно. Сейчас, в мае — начале июня, наоборот, покупатели активизировались. Как раз начался сезон продаж машин с пробегом, что наблюдается каждый год. Именно в это время люди обычно собираются в отпуск на дачи, в путешествия, для чего покупают авто на вторичном рынке.

Сейчас в западной части страны, от Москвы и ее окрестностей, идет волна повышения цен. Крупные торговые сети и холдинги, расположенные там, поднимают стоимость авто на 4–10%, в зависимости от компании и продаваемой модели. Пока еще до алтайского рынка это повышение не докатилось, но в ближайшее время, к концу июня и в июле, стоит ожидать, что дойдет и до нас. Перегонщики начнут покупать автомобили там, пригонять сюда, сбывая по соответствующим ценам.

В связи с тем, что долгое время наш бизнес находился в застывшем состоянии, многие потенциальные покупатели, которые готовились приобрести новое авто, решили отложить покупку. Обычно те, кто покупает новую, продает старую. Но сейчас этого не происходит и на вторичном рынке возник дефицит предложений. Грубо говоря — машин в продаже мало. Еще усугубило положение то, что многие желавшие приобрести новую машину решили вместо нее взять с пробегом.

В плане покупательского спроса, думаю, все будет хорошо: во‑первых, ограничительные меры постепенно отменяют, во‑вторых, люди уже устали всего бояться. Ассортимент тоже пополнится, единственное, в чем покупатель проиграет, — автомобили станут дороже, чем были в феврале. Ждать ли чего‑то для покупки авто? Если вы твердо решили покупать машину на вторичном рынке, скажу одно — эти авто никогда не дешевеют. Они либо дорожают, либо сохраняют свою стоимость. И чем дольше тянет покупатель, тем дороже становятся авто.

Новые иномарки подорожают?

Игорь Мячин, руководитель отдела продаж „Терминал-моторс“:

— В этом году у нас начались продажи сразу после новогодних праздников — в феврале и марте. Особенно ярким по количеству проданных авто выдался март, поскольку тогда начал подниматься доллар и на этом фоне покупатели начали более активно приобретать машины. При этом цены на некоторые модели держались: к примеру, если брать Toyota как бренд, они не поднимали их на позиции выпущенной новой модели Toyota RAV4 пятого поколения. Марка сама по себе давно выпускается на рынке, а тут еще и следующее поколение — по всем параметрам абсолютно новая и очень интересная машина. И люди начали ее активно покупать, причем те, кто ранее покупали Toyota RAV4 четвертого поколения. Стабильно продаются внедорожники-универсалы. Среди представительского класса всегда была продаваемой. В целом автомобили Toyota отличаются высокой ликвидностью.

Наступил апрель, в начале этого месяца по инерции машины еще какое-то время продавались, потом были введены запретительные меры, закрывались предприятия. Заработали автосервисы для ремонта машин спустя какое‑то время, после разрешения губернатора, в том числе и наш. Но при этом отдел продаж еще неделю-полторы отдыхал. Поэтому апрель был тихим буквально по всем позициям. Тишина продлилась до конца мая.

Трейд-ин также пошел на спад: мы принимаем старые пробежные авто, у нас в портфеле имеются такие марки как Land Rover, Jaguar, Toyota, Lexus, Lada, Chevrolet Niva, китайский бренд Changan (в Новосибирске официальное представительство, но в Бийск их можно привезти). Ситуация была примерно одинаковой по всем сегментам, разве что в российском все же отмечались продажи.

К концу мая рынок стал постепенно оживать, начали менять автомобили. Хотя и не было такого уровня, как в марте 2020 года или в мае 2019 года. По сравнению с этим периодом продажи снизились — и в разы.

Обычно же в продаже новых автомобилей июнь — тихий месяц. В мае много праздников, пока люди раскачаются, уже июль-август.

Сейчас ситуация такова, что дилеры распродали остатки по старым ценам, а новые машины еще не поступили, поскольку заводы из‑за коронавируса простаивали не только в России, по всему миру. В виду дефицита на рынке будут расти цены из-за роста спроса. С марта он уже составил 2–4%. Рост может подхлестнуть повышение курса доллара. Хотя здесь палка о двух концах, ведь повышение отпугнет покупателей, поэтому сейчас заводы-изготовители и бренды стараются стимулировать продажи какими‑то маркетинговыми программами. Скажем, в трейд-ин увеличили скидку. Она была одно время 50 тысяч рублей в рамках одного месяца, на следующий уже составила 100–150 тысяч рублей, если вы сдаете свою „Тойоту“ или „Лексус“ в обмен. Для людей это более выгодное предложение, нежели скидка в 50 000 рублей. Снижают проценты по кредитам: если ранее была 10–12% ставка, сейчас можно увидеть и до 5%, а в некоторых рекламных роликах, пусть и в кавычках, до 3,5%. Хотя там, конечно, надо смотреть и разбираться, кому такую дают и от чего она зависит. Тем не менее все производители стараются удержать позиции по продажам, это нужно любому бренду.

Что ожидать в ближайшем будущем? Цены на авто повысятся. Когда ко мне приходят покупатели, говорят, что уже выбрали модель, готовы купить, но собираются еще подождать — подкопить денег около полугода, то я говорю: „Ну хорошо, вы надеетесь, что будет дешевле, что рынок рухнет, цены опустятся — но я работаю в автобизнесе уже десять лет, с 2009 года, и за все это время не помню ни разу такой ситуации, чтобы в плане ценообразования было какое‑то снижение. Ни разу. Только повышались“.

Можно отыграть, лишь если участвуете в госпрограммах по льготному кредитованию автомобилей отечественного производства. Тем более, что там теперь не только Лада, но и другие бренды, работающие в России: например, Ниссан, Митсубиси, Тойота.

Изменились ли настроения покупателей? По сравнению с кризисом 2014 года, имеется отличие. Тогда около полугода покупатели активно брали автомобили и охотно приобретали для них дополнительное оборудование. Теперь ситуация поменялась. Те, кто хотят брать авто, те их берут, несмотря на обстоятельства. Возможно, это правильно. Кто знает, что будет потом, вдруг опять доллар вырастет…

Сейчас покупатели стараются приберечь деньги. Кто раньше хотел купить „Прадо“, к примеру, в максимальной комплектации, уже смотрит на комплектацию попроще. Кто примеривался к „Камри“ с хорошей комплектацией, ищут вариант подешевле либо переключаются на „Короллу“.

Люди хотят покупать авто — это видно по их желанию, но не всегда имеются возможности.

Более устойчив к паникам вторичный рынок. Машина там не производится, она уже есть и стоит в наличии. Взял, посмотрел, проверил, сделал выводы — покупать или нет. В сравнении с новой есть риски при приобретении, конечно, но тем не менее на вторичном рынке, если взять по ценам, машины до 150 тысяч активно разбирают. Люди приезжают, меняют Лады и иномарки на авто посвежее. Сильно там колебаний незаметно.

Насколько быстро авторынок реагирует на рост доллара? Сказывается он не сразу, но все равно постепенно производители вынуждены делать подъем в связи с какими‑то факторами — повышением стоимости доставки, сырья и так далее.

Недавно „Toyota Russia“ в своем Инстаграме опубликовала пост, что они вышли на нормальный режим работы и делают выгодные условия, чтобы люди покупали автомобили, воплощая свою мечту. Я задал им вопрос: если вы вышли на рынок и делаете выгодные условия, то отчего тогда у вас цена в апреле поднялась на 2% и сейчас, в июне, еще на 2%, в итоге все 4% за это время? Мне ответили, что при всем желании влиять на курс доллара они не в состоянии, как и торговать себе в убыток.

Сейчас заводы снова заработали, но быстро насытить рынок не получится. Это постепенный процесс. К примеру, сейчас дефицитная позиция — Toyota RAV4. Самая продаваемая в своем классе. Эту модель разобрали еще в марте и апреле, затем завод остановил производство, а спрос на машину по инерции продолжался. Сейчас еще люди делают предварительные заказы, когда авто будут акцептованы, начнут появляться, мы начнем обзванивать покупателей по заявкам.

Как видим, кризис коснулся практически всех сегментов авторынка, а зачастую они оказались и взаимосвязаны. Простаивающие заводы только готовятся ликвидировать возникший дефицит. Осторожничающие автолюбители не спешат продавать старые машины для покупки новых, в итоге на вторичном рынке тоже начинается дефицит. Но к лету авторынок начал оживать. И будем надеяться, что впереди не последует вторая волна коронавируса со всеми последующими контрмерами.

Фото Владимира Бедарева

Авто
268,3 тыс интересуются