Российские автохтоны овеяны легендами. Их вроде бы признали по всему миру, но возможно это был и саперави.
Родом они как бы из Древней Греции (или Древней Персии), но ни на один греческий сорт не похожи. Выжили как-то сами по себе. И кто бы за них не взялся получает что-то свое.
Вот об этом и пойдет разговор.
Захожу я как-то в специализированный магазин, где меня встречает кавист. Интересуется - Ищете что-то конкретное? Я говорю - да, хочу посмотреть, не осталось ли у вас что-то из гибридов (видео недавно снимал).
Он отходит, возвращается с идеей - а Вы не хотите попробовать красностоп?
А я стою и понимаю, что вот чего-чего, а красностоп я вообще не хочу пробовать. То, что это совсем не то, что я ищу, я потом объяснил ему отдельно.
А пост сегодня грустный. Можно сколько угодно говорить про автохтоны, но не так все с ними однозначно, как пытаются донести разные медиа.
Осторожно, красностоп!!
Красностоп не высадил у себя только ленивый. Если в арсенале российской винодельни значатся "автохтоны", то на 70% это красностоп. Что с ним не так? У меня лично складывается впечатление, что для большинства виноделов это "чемодан без ручки", вроде рынок просит, а вот что с ним делать непонятно вообще. Отсюда рождаются решения саперави-красностоп, каберне-красностоп, мерло-красностоп.
Пробовал ли я красностоп? Ну сколько-то да, чтобы составить субъективное мнение, что даже на 70% с ним не работает никто.
Есть два варианта интерпретации сорта - грустный и скучный. По первому сценарию это зеленое плоское вино с оттенками свеклы, красной смородины. Резкое и неприятное. Чаще встречается в массовом производстве по 300 р за бутылку.
Второй вариант - это что-то более плотное с оттенками гематогена, слив, пыли. Тоже в целом плоское и невыраженное, но это уже премиум.
Некоторые негоцианты пытаются навеять мысль, что если купить премиальный красностоп сейчас, а открыть через 10 лет, то это будет почти премиальное бордо, как по характеру, так и цене, но у меня складывается впечатление, что они просто рассчитывают уже жить где-то в другом месте к тому моменту.
Осторожно, сибирьковый!!
Сибирьковый - это преимущественно ростовский сорт. Понятно, что есть Фанагория, которая у себя в Сенном вырастит хоть карменер, хоть пинотаж, хоть педро хименеса, но обычно это наш северный укрываемый автохтон.
Чтобы оценить его значимость и начать приобретать всегда приходится помнить про тяжелые условия ростовских виноделов, у которых и урожайность низкая, и морозы встречаются, и инвестиций мало, и туризм совсем не такой, как в регионах Черноморья.
Знакомство с сибирьковым начинается с "понять и простить". А дальше выясняется, что сам по себе от менее цветочный, чем совиньон блан, менее минеральный, чем шардоне (ну или наоборот), да к тому же еще имеет склонность к быстрой деградации. Через год это уже совершенно другое вино, демонстрирующее классический ростовский рассол, а не легкие белые цветы.
Интересно? Ну один-два раза да. А на третий я лично пришел к выводу, что шардоне интереснее.
Осторожно, кокур!!
Нельзя пост оставить без того, чтобы не упомянуть Крым. Крымский автохтон - это кокур. Ну и бастардо еще чуть-чуть (хотя оно и не автохтон, да и не так критичен я в отношении него). Есть еще кефесия, не ее больше для красивого названия добавляют.
Кокур он горчит. Причем чем больше времени проводит в бутылке, тем горчить начинает все больше. Он горчит в тихом виде, в игристом, и даже в оранжевом.
А еще он очень невыразителен по молодости, а к старости уже горчит настолько сильно, что приходится компенсировать салатами с оливковым маслом. И тут наступает понимание, что нет того времени, когда пора пить кокур. Он либо напоминает воду, собранную из под груш с градусами, либо курагу с горчинкой. И то, и другое заставляет меня грустить, а в Крыму искать алиготе и шардоне.
Безопасные автохтоны
Есть ли такие автохтоны, которые можно однозначно рекомендовать? Таких нет, по моему мнению.
И Цимлянский Черный - осторожно, и пухляковский - осторожно, и эким кара - тоже осторожно (правда, сухих вин из последнего не встречал).
В чем проблема? В том, что никакого нет централизованного исследования местных сортов, ни по возможности их использования, ни по рекомендуемым технологическим приемам. Все эксперименты с автохтонами ложатся на хрупкие плечи энтузиастов, которые решили с ними связаться.
Насколько у них получается? Ну не очень пока. Нет такой позиции, про которую можно было бы сказать, вот этот автохтонное российское вино гораздо интереснее, чем получилось бы сделать из международного сорта, того же каберне франа или алиготе, к примеру.
Отсутствие какой-то центральной научно-питомнической деятельности приводит и к таким результатам - статья Биссо Атанасова "Красностоп нон стоп", где выяснили что названия на бутылках одинаковые, а сорта по существу - разные.
"Прибежал третий класс
К Анне Алексеевне.
Все кричат: — Спасите нас,
Мы не то посеяли! "
Вместо итогов
Я ни в коем случае не призываю отказаться от покупки вин из красностопа, цимлянского черного, кефессии - десятки их. Но стоит понимать, что наравне с классическими сортами выглядят они чаще маловыразительно.
Производители часто используют автохтон для придания некой "особенности". Иногда у них это получается, иногда нет.
Сказать, что работа с автохтонами - это достижение нашего виноделия, пока нельзя. Это слепой поиск решения, где помощи виноделу ждать неоткуда. Что-то выходит чуть интереснее, чем обычно, но чаще - нет. Если оценивать беспристрастно, то какой-нибудь ввезенный лагрейн премиального сегмента кладет красностоп на обе лопатки. И я вынужден это признать.
Пишу я этот пост не для того, чтобы лишний раз ткнуть виноделов, а чтобы возможно чиновники минсельхоза обратили внимание на глиняные ноги того колосса, то они пытаются возвести. Одно дело запретить и не пускать, а другое проводить отраслевые исследования, которые пока, к сожалению, целиком возложены на энтузиастов.
Подписывайтесь на канал!
И теперь еще и в Одноклассниках!
Чрезмерное потребление чего-угодно может привести к разным последствиям, и вино – не исключение.