Найти в Дзене

Великая битва, о которой мало кто знает

Оглавление

К 230-летию Выборгского морского сражения раскроем тайны затонувших кораблей.

Крупнейшая битва в истории Балтики произошла 3 июля (22 июня по старому стилю) 1790 года. Это была яркая победа русского флота над шведами. Выбраться из выборгской ловушки неприятель смог только с большими потерями. Советник по науке и #ходячаяэнциклопедия ЦПИ РГО Андрей Лукошков осветил ход сражения и рассказал все подробности об участниках боя в монографии «Величайшая битва льва с орлом. История шведского морского похода на Россию в 1790 году, воссозданная на основе подводных археологических исследований».

А мы сегодня вспомним о наиболее сохранившемся из погибших кораблей — это шведское судно, предположительно «Kanonbarkass». Точно идентифицировать объект в настоящий момент невозможно. Его облик удалось реконструировать, но оказалось, что затонувшее судно не соответствует ни одному из известных типов кораблей в составе Армейского флота, участвовавших в сражении.

Фотопланшет корпуса затонувшего судна. Фото: ЦПИ РГО
Фотопланшет корпуса затонувшего судна. Фото: ЦПИ РГО
  • Корпус сохранил целостность и конфигурацию. Отвалилась лишь правая часть борта, вероятно, в результате взрыва. В иле обнаружены человеческие останки — кости и три черепа. На то, что корабль погиб в бою, указывают разбросанные по палубе боеприпасы.

Общая длина корпуса — 18,8 м, наибольшая ширина — 4,7 м. Скорее всего, корабль был двухмачтовый. Специалисты находят в нем много общего с парусно-гребными судами «Kanonbarkass» — пушечными баркасами. Такие баркасы в 1790 году составляли у шведов отдельную дивизию. Их чертежей не сохранилось. До наших дней дошли только модели первого опытного образца 1770 года, созданного по проекту Ф.Х. Чапмана. Несколько совпадений с объектом исследований нашли в архитектуре корабля, однако на корме отсутствует 24-фунтовая пушка.

Фото: ЦПИ РГО
Фото: ЦПИ РГО

По основной версии, обнаруженный корабль — пушечный баркас, который утратил часть вооружения. Есть предположение, что это «командирское судно» и, по шведским данным, один из таких кораблей — «Reuterholm» — действительно мог затонуть в ходе Выборгского сражения.

Описания «Reuterholm», на котором находился командир дивизии А.Ф. Бруммер, в источниках нет. Единственное, что хотя бы косвенно подтверждает гипотезу о присутствии на борту капитана Бруммера — артефакты. В кормовой командирской каюте обнаружены дорогостоящие предметы — кувшин и сахарница из немецкого фаянса, блюдца из китайского фарфора, а также пистолеты с индивидуальной отделкой. Однако этого недостаточно для идентификации корабля как «Reuterholm».

Пока вариант с пушечным баркасом остается самым правдоподобным, по крайней мере, до проведения полноценных раскопок.

Не забудьте подписаться на наш канал, чтобы быть в курсе всех событий и не пропустить рассказы рубрики #историязатонувшихкораблей о найденных под водой памятниках истории.

#канонбаркас #цпирго