Найти в Дзене
ХХ век в войнах

Дополнительные показания, данные Францем-Йозефом Бееренброком на допросах в советском плену

Еще до того, как документ под названием "Выдержки из показания военнопленного германского летчика о тактике воздушных боев", содержащий показания Франца-Йозефа Бееренброка, был отпечатан и разослан в штабы авиационных частей и соединений, советское командование озаботилось проверкой сведений, предоставленных асом на допросах. И поскольку его слова в основном подтвердились, в том же марте 1943 года штабом ВВС РККА было выпущено дополнение к первой части "Выдержек", уточнявшее ряд моментов и содержавшее больше сведений о самом Бееренброке.
Если в первом случае информация, данная асом, действительно являлась верной, то по тексту дополнения можно видеть, что теперь Франц-Йозеф "разбавлял" правду вымыслом, особенно дезинформируя советскую сторону относительно уровня подготовки летчиков Люфтваффе, а также местами сообщая ложные сведения о себе. Так, например, утверждение об окончании в 1937 году летной школы было неправдой, поскольку Бееренброк начинал свою военную карьеру как артиллерист-зенитчик, и перевелся в истребительную авиацию только в 1939-м. Не менее сомнительными представляются слова аса о слабом знании устройства собственной боевой машины. Информация о резком падении уровня подготовки летчиков Люфтваффе в 1942 году и вовсе являлась совершенно откровенной "дезой", причем особенно следует отметить заявление о том, что во всей 4-й группе эскадры JG 51 вражеские самолеты сбивали, якобы, только сам Франц-Йозеф и его ведомый. Последнее было бы правдой, если бы речь шла только о штабном звене, но никак не обо всей группе, в которой и помимо Бееренброка служило немало отличных воздушных бойцов, в том числе недавно прибывших на фронт, но уже весьма результативных.
Полный текст дополнения к "Выдержкам из показания военнопленного германского летчика о тактике воздушных боев" приводится ниже:

"В дополнение к уже разосланным показаниям германского аса Бееренброка направляются показания, полученные при дополнительном опросе. Показания пленного по ряду вопросов были проверены и оказались правильными, поэтому к сообщаемым им сведениям можно отнестись с известным доверием.

Пленный окончил летную школу в 1937 году в Брауншвейге, курс обучения продолжался 6 месяцев. Летал на различных модификациях самолета Ме-109, в последнее время - на самолете Ме-109Ф. В боевых действиях участвует с начала войны Германии с нами. Летная подготовка пленного хорошая, влияние конструктивных элементов самолета на его летные качества (закрылки, регулируемый шаг и т.п.) знает хорошо, обладает достаточными сведениями по аэродинамике и навигации. Материальную часть знает поверхностно - только умеет пользоваться, принципа же действия и устройства отдельных агрегатов не знает, в частности, не знает принципа действия и устройства своего оружия. Тактику авиации знает хорошо, о тактике наземных войск имеет смутное представление. Обладает удовлетворительным культурным уровнем. Всю войну пленный провел на Северо-Западном фронте и последнее время находился в 4-й группе 51-й эскадры 2-го воздушного флота.

О материальной части наших ВВС пленный показал, что лучшим из наших истребителей является Як-1, 2, 3, 4, так как немцы считают, что имеется четыре модификации этой машины. На высотах до 4000 метров "Як" превосходит Ме-109Ф по горизонтальному маневру. Затем следуют истребители ЛаГГ-3 и МиГ-3. О самолетах "Як", "ЛаГГ" и "МиГ" германским командованием издана памятка, в которой в общем верно указаны уязвимые места и вооружение. Вооружение русских самолетов немецкие летчики считают хорошим, особенно тяжелый пулемет (УБ). 20-мм пушка (ШВАК) обладает слабым снарядом - пробивает бронеспинку только при попадании под прямым углом. Новых русских истребителей не знает. Тактико-технические данные самолетов Ил-2, Пе-2, ДБ-3, У-2 знает правильно и подробно, особенно уязвимые места и вооружение.

Пленный высоко ставит качества Ил-2 и Пе-2, считая, что Ме-109Ф с трудом догоняет Пе-2 на пикировании. О наличии реактивного оружия не знает, гранату АГ-2 считает химической бомбой и о действии ее самого высокого мнения.

О тактике наших ВВС пленный показал: наши истребители применяют, главным образом, оборонительный бой на виражах, сами же атакуют сверху-сзади, причем выход истребителя из пикирования недостаточно прикрывается другими самолетами звена. Огонь наши истребители часто открывают с чрезмерно больших дистанций и тем себя демаскируют. Основным недостатком наших истребителей является плохая осмотрительность - как правило, находясь на территории противника, атаки со стороны своей территории не ожидают. Из 50 - 60 сбитых пленным наших истребителей большинство сбито атакой со стороны нашей территории.

Ведя бой на территории противника, наши истребители слишком рано выходят из боя и тем самым ставят себя в невыгодное положение. На территории противника наши истребители боя избегают. При сопровождении бомбардировщиков и штурмовиков держатся от них слишком далеко. Боевые качества русских летчиков-истребителей различны, но по сравнению с первым периодом войны ухудшились. О применяемом нашими летчиками таране слышал, но сам не видел, технику тарана знает и считает его нецелесообразным и являющимся следствием плохой огневой подготовки.

Наши бомбардировщики Пе-2 показывают отличную слетанность и при полете в группе немцами не атакуются. Отбившиеся от группы машины легко сбиваются. Если отбившиеся машины уходят пикированием, атака их крайне затруднительна. Облачность наши бомбардировщики используют недостаточно. Оборонительный боевой порядок "круг" не применяют. Огонь с Пе-2 ведется правильно короткими очередями на больших и длинными на малых дистанциях. В тех случаях, когда наши Ил-2 идут на бреющем полете, обнаружение их и особенно атака крайне затруднены. Лучшим способом атаки "Илов" по мнению пленного считается атака снизу-сзади. Из 20 сбитых им Ил-2 16 - 18 сбиты именно таким образом.

О тактике германских ВВС и в особенности о тактике истребителей пленный показал: основными формами тактического использования германских истребителей являются:

а.) Прикрытие наземных войск или определенного района.

б.) Сопровождение самолетов других классов.

в.) Свободный поиск.

Прикрытие производится каждой парой вполне определенного участка вне зрительной связи. На сопровождение бомбардировщиков выделяются истребители в количестве не менее 60% от числа бомбардировщиков. Свободный поиск совершается всегда парой в определенном довольно обширном районе.

Атаку производят, как правило, сзади. Лично пленный - только под ракурсом 0/4 и огонь ведет с дистанции не более 50 метров. Огня на виражах германские истребители не ведут, как малоэффективного. Бомбардировщиков и штурмовиков, идущих с прикрытием, атакуют редко и исключительно при наличии отвлекающей группы истребителей, специально выделенной для боя с сопровождающими истребителями.

При прикрытии бомбардировщиков, принявших оборонительный боевой порядок "круг", одна пара истребителей ходит по внешней стороне круга на той же высоте, что и бомбардировщики, все же остальные истребители находятся сверху с превышением 600 - 1000 метров. Германские бомбардировщики применяют строй "круг" для ожидания подхода истребителей. В случае необходимости атаковать бомбардировщика в строе круга, необходимо делать это изнутри круга.

Подготовка германских истребителей резко ухудшилась, в частности, в группе, где служил пленный, сбивали самолеты противника только он и его напарник. Две группы из эскадры, в которой служил пленный, перевооружены на ФВ-190, остальные две группы должны были быть перевооружены в ближайшее время, причем летчики для переобучения отправлялись в Германию.

Командующий приказал довести данные показания до командиров дивизий."