Найти в Дзене
НУАР-NOIR

«Я хотел бы заявить о разрешенном преступлении» (кино)

Крайне необычный криминальный фильм с Мастроянни, ставшим блондином

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!

«Я хотел бы заявить о разрешенном убийстве». Подобная фраза не раз звучала в фильме 1965 года «Десятая жертва». Обычно это был телефонный звонок, который раздавался в недрах Министерства Большой Охоты. Именно это ведомство отвечало за «социальную» игру, в ходе которой было разрешено уничтожение «противника»

Кадр из фильма "Десятая жертва" (1965)
Кадр из фильма "Десятая жертва" (1965)

Мы уже излагали в своем недавнем материале кинематографические вехи в развитии сюжета «сафари на человека». Однако фильм «Десятая жертва» (1965), который был экранизацией рассказа Роберта Шекли «Седьмая жертва», стоит «особняком», а потому мы решили ему посвятить отдельный материала. Поверьте, фильм того достоин. Хотя бы в силу нескольких «внешних» причин

Кадр из фильма "Десятая жертва" (1965)
Кадр из фильма "Десятая жертва" (1965)

Во-первых, сценарий к нему создал маэстро Тонино Гуэрра, работавший с лучшими режиссерами мира. Во-вторых, в фильме Марчелло Мастроянни, который играл главную роль, сделали блондином (скажем так – зрелище непривычное). В-третьих, после просмотра ленты вы поймете, чем вдохновлялся Квентин Тарантино, когда подбирал музыку для своих кинокартин (тут в первую очередь можно вспомнить коллективную ленту «Четыре комнаты»)

Кадр из фильма "Десятая жертва" (1965)
Кадр из фильма "Десятая жертва" (1965)

В чём собственно принципиальное отличие «Десятой жертвы» от прочих лент в стиле «охота на человека»? Это неиссякаемый запас иронии. Проблема подана почти в сатирическом виде. В фильме нет очевидного для всех драматизма и гневных проклятий в адрес «новой аристократии», позволяющей себе бесчеловечные забавы. Лишь высмеивание «общества будущего», которое активно деградирует, а попытки спасти оное кажутся нелепыми.

Кадр из фильма "Десятая жертва" (1965)
Кадр из фильма "Десятая жертва" (1965)

«Зачем ограничивать рождаемость, если можно увеличить смертность?» - заявляет один из апологетов «Большой Охоты». Правила оной очень просты. Выживаешь в десяти «охотах», и ты – кумир тысяч людей, а ещё обладатель миллиона долларов. По меркам 1965 года сумма почти астрономическая. Попеременно участники игры являются «охотниками» и «жертвами». У «охотника» лишь одно преимущество – он знает, кто его «жертва». В остальном они фактически равны. «Жертва» также может прибегать к оружию. Правда, если ошибётся, то проведет ближайшие тридцать лет в тюрьме

Кадр из фильма "Десятая жертва" (1965)
Кадр из фильма "Десятая жертва" (1965)

Так что осторожней определяйте, кто может быть вашим «охотником», зорко следящим за вами в толпе. Однако для большей части это кажется «забавным». «Охота» превращается в шоу, что позже воспроизводилось во множестве фильмов (от «Бегущего человека» до «Голодных игр») Слоган этого шоу: «Живете рискуя, но в пределах закона»

Кадр из фильма "Десятая жертва" (1965)
Кадр из фильма "Десятая жертва" (1965)

Многих «тогдашних жителей» возмущает на сам факт наличия этого развлечения, а то, что оно строго регламентировано. Один «охотник» восклицает: «Что за чушь?! В больницах стрелять нельзя! В ресторанах – нельзя! Даже в приютах – нельзя!» И именно на этом «дегенеративном» социальном фоне развиваются странные отношения итальянца Марчелло, который должен стать «десятой жертвой» американки Керолайн Меридит

Кадр из фильма "Десятая жертва" (1965)
Кадр из фильма "Десятая жертва" (1965)

Как вы уже можете догадаться, первого играет Мастроянни. А роль «охотницы» отведена Урсуле Андресс, накануне съемок «Десятой жертвы» ставшей «первой девушкой Бонда» (смотрите «Доктор Ноу»), а еще провозглашенная очередной …кс-символом Италии, урожденной в Скандинавии. Подобная мода пошла с Аниты Экберг. Что показательно, обе скандинавские актрисы играли главные роли в фильме 1963 года «Четверо из Техаса»

Кадр из фильма "Десятая жертва" (1965)
Кадр из фильма "Десятая жертва" (1965)

Если говорить о самом сюжете фильма, то стараниями Гуэрры он очень сильно отличается от аутентичного рассказа. Во-первых, в нём чувствуется привкус «альтернативной истории». В Риме действует храм Венеры, на пляже происходят столкновения солнцепоклонников и поборников культа Луны. Такое ощущение, что Римская империя в своё время не исчезла, а продолжала развиваться.

Кадр из фильма "Десятая жертва" (1965)
Кадр из фильма "Десятая жертва" (1965)

Во-вторых, в фильме большое внимание уделено кризису семьи. Недаром главный герой рад ожидаемому годами разводу. Опять же он укрывает от правительства своих пожилых родителей, тем самым оберегая их. Однако он всё равно станет «жертвой», так как его по сути против воли женят в очередной раз…

Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»

Сайт, посвященный нуару