Большинство арендаторов уже договорилась с арендодателями по уровню снижения и/или отсрочек платежей на период ограничительных мер или, по крайней мере, уже имеют представление о примерной величине платежей в этот период. Очевидно, что этот уровень не для всех арендаторов одинаков, а зависит от различных факторов: где расположена арендная площадка, была ли она полностью закрыта в период ограничений или работала в одном из разрешенных форматов, какой профиль деятельности итд.
В последнее время активизировался процесс формализации достигнутых договоренностей — те кто ранее не подписал дополнительные соглашения по коррекции условий аренды, активно занимаются этим сейчас.
Но лишь меньшая часть арендаторов уже договорилась или формализировала договоренности на следующие периоды — с момента смягчения карантинных мер и дальнейшего снятия ограничений. Многих арендаторов жизненно интересует достижение договоренностей с арендодателями по взаимоприемлемым условиям аренды уже на эти периоды и, как минимум, до конца текущего года, так как им необходимо корректировать свою финансовую модель на фоне падающих в офлайн-торговле коммерческих показателей.
По моим сведениям, самый распространенный ответ арендодателя на подобные вопросы арендаторов: давайте подождем итогов работы в июне, будем смотреть на показатели коротких периодов и корректировать аренду сообразно динамике трафика и товарооборота. Хорошая новость для арендаторов та, что значительная часть арендодателей сама не отрицает неизбежность скидок на аренду, а плохая, что чаяниям арендаторов на переход, уже со второго полугодия, с фиксированной арендной платы на процент с товарооборота, видимо, не суждено пока сбыться — лишь микроскопическая доля арендодателей пообещала это сделать и в большинстве случаев потому, что арендаторов истекали сроки аренды по договору.
Итак, арендаторам нужно планировать свой товарооборот, а от того — каким он будет, будут уже зависеть арендные платежи. Многие ритейлеры, которые ранее были закрыты, во многих регионах уже возобновили свою работу с начала июня. Если по уровню трафика, в тех же торговых центрах, уже достаточно достоверной информации, то по уровню товарооборота ритейлеров информации либо пока нет, либо она очень скудна.
В одной из предыдущих своих заметок здесь — приводил достоверные данные по динамике товарооборота и сопоставимым продажам за первые четыре дня работы после снятия ограничений одной из розничных сетей(10 магазинов), работающей в сегменте спортивных товаров в столичному регионе. Выборка достаточно репрезентативна, поэтому позволяет, по крайней мере, по такому же или смежному сегменту, спрогнозировать динамику товарооборота другим ритейлерам.
В данной заметке приведу лишь относительные данные по сопоставимым продажам за двадцати дней июня к такому же периоду марта текущего года(как к крайнему месяцу перед введением ограничительных мер) и к такому же периоду июня предыдущего года. По ежедневной динамике не вижу смысла приводит информацию, потому что, если за первые 4 дня ощущалась заметная положительная динамика ежедневного роста продаж, то уже на 5-6 день продажи стабилизировались и уже потом держались, примерно, на одном уровне с небольшой тенденцией очень плавного повышения.
Динамика по сопоставимым продажам за первые двадцать дней июня
- падение к аналогичному периоду марта текущего года по одинаковому составу магазинов — 24%;
- падение к аналогичному периоду июня прошлого года по одинаковому составу магазинов — 28%.
Какие из этой статистической информации(еще раз отмечаю, достаточно репрезентативной, но все же ограниченной своим сегментом, периодом, представленностью и масштабом) можно сделать выводы?
Первое - не сбылись пророчества скептиков, которые вещали, что после открытия магазинов «некому будет покупать, у населения не будет денег, продажи обвалятся в лучшем случае — в 2 раза».
Второе — для первого месяца работы, а также на фоне продолжающихся рекомендованных и введенных антиковидных мер, падение на 28% с небольшой тенденцией к сокращению падения к концу месяца — можно именовать вполне оптимистическим сценарием динамики продаж в офлайне;
Третье — можно предположить, что равновесной, обоснованной и взаимоприемлемой скидкой по арендной плате, как минимум, на первый месяц после снятия основных ограничений будет уровень — минус 20-30% от мартовского уровня платежей.
Предположу, что если в данный момент, абсолютное большинство арендодателей к такому уровню скидки не готово, но проанализировав по итогам месяца итоги продаж арендаторов, наиболее адекватная часть из них сразу должна признать, что коррекция на подобный уровень неизбежна, а противление этому приведет лишь к усугублению платежной дисциплины и дополнительному оттоку арендаторов, через односторонние расторжения и не пролонгацию заканчивающихся договоров аренды.
Благодарю за прочтение.
Если понравилась статья, то ставьте лайки и подписывайтесь на канал.