Я уже неоднократно обсуждала этот вопрос здесь и здесь. Что интересно, судя по комментариям получается вот что.
Если репетитор «бросает» ученика в середине года – как-то терпимо, там практически не было возмущенных комментариев. Если классный руководитель среднего или старшего звена – уже хуже, уже возмущений больше. Но настоящим камнем преткновения стали бедные учителя начальных классов. Получается, что они прикованы к своему классу на все 4 года, и не сметь рыпаться.
Я вкратце изложу доводы большинства комментаторов.
Начальные классы – это особый случай, идут именно «на учителя». То есть получается, рассчитывали учиться у одного учителя, а через 1-2 года он ушел. Подвел.
Если учитель взялся вести класс – он за него отвечает и не может ни в коем случае разочаровывать никого своим уходом. И даже так:
- Не надо от среднестатистической посредственной учительницы требовать подвигов ради твоего ребенка. Для это надо быть Учителем. А они просто не могут этого.
Бросать класс без уважительной, на взгляд родителей, причины – это предательство. Под уважительными причинами подразумевается болезнь, декрет или переезд. Может, еще допустима смена семейного положения. Остального Настоящему Учителю не позволено. Начальные классы – это контракт, который ты должен отработать.
Если учитель ушел, а дети попали к плохому учителю, детей распределили по классам и т.д. – виноват ушедший учитель. Потому что дети стали хуже учиться, потеряли интерес к учебе – и это все сохранилось до конца школы. То есть пресловутый ушедший в началке учитель испортил детям всю дальнейшую жизнь. (Кстати, а если в пятом классе попались не очень хорошие учителя, и дети потеряли интерес к учебе, что тогда? Нет же гарантий, что до 11 класса все учителя будут просто прекрасными.)
Нельзя же все сводить только к деньгам, у человека должны быть нравственные устои и моральные принципы, не позволяющие ему бросать класс. И, кстати, о деньгах: вообще-то это мы ему платим, это все из наших налогов. Тоже интересная такая мысль: ты, учитель, к деньгам не своди, но помни, что платим тебе мы! То есть мы все к деньгам сводить можем, а что, мы же не учителя. А раз сам профессию выбрал, то и терпи.
Учителя потом вспомнят благодарные ученики, и на его похороны придет много народу.
И общая мысль: «Учительство всегда раньше подразумевало миссионерство, подвижничество, отдачу».
***
Ох-хо-хо, господа. Не выдержала я, отсюда и эта статья. Может, хватит уже про Учителей с большой буквы, которые всем должны? Поймите, вот это, с большой буквы – это гений, это штучный товар. Это может быть Ученый, Физик, Лингвист, да кто угодно. В каждой профессии есть небольшое количество выдающихся людей, а остальные – просто люди. Нет, не бездарности. Это хорошие люди, это компетентные специалисты, но не гении. Так почему все учителя должны обязательно быть Учителями? (Обычно тут модно вспоминать «Уроки французскго» и Януша Корчака).
Да, да, учитель – это подвижник, как Данко с горящим сердцем. А вы помните, чем там кончилось? Погиб Данко, а сердце растоптал «благодарный» последователь. Сколько человек из класса потом учителя вспомнит?
Да я вам пример сейчас приведу. У нас была прекрасная учительница в начальной школе. Теперь более 60 процентов родителей не помнят ее имени и отчества. И некоторое количество детей. И вообще, приходит ее поздравлять с праздниками практически одна моя черствая дочь. Которая никогда не считала, что учительница им должна и обязана.
***
И совсем напоследок расскажу одну историю из жизни учительницы начальной школы. Я в курсе, потому что многие дети ходили ко мне на английский, и к ней как к репетитору. И ее дочь у меня училась.
Вот с дочери все и началось. Она поступила в крупный город в вуз. На платное. Там вообще на эту специальность бюджета не было. И общежития не давали. То есть надо и за учебу платить, и квартиру снимать, да и жить ей на что-то надо. А там еще маленький брат есть. А отец погиб. Учительница планирует брать кредит, вторую смену и много-много репетиторства. Отличная нагрузка, да?
Но тут у них возникает другой вариант – переезд всей семьей в этот крупный город. Начинают узнавать, что и как. Получается просто прекрасно – учительницу берут в какую-то престижную гимназию, сами понимаете, там и оплата другая. Да и то же репетиторство в крупном городе гораздо выше оценивается. Кстати, учителем она была очень хорошим. Из тех, «на кого» шли.
И подворачивается отличный вариант обмена квартиры, почти равноценный. Меньше, конечно, чем у них, и от центра далеко – но это понятно. Условно говоря, из Урюпинска в Москву разве выгодно поменяешься? Еще повезло, что без доплаты обошлось. То есть таким образом и квартирный вопрос решается - дочери не надо будет ничего снимать. (Хотя забегу вперед, она с первого года учебы начала подрабатывать чем-то таким, девичьим. Волосы наращивать-красить или ногти делать – я не помню уж.)
А теперь кульминация. Как раз в этом учебном году учительница должна была выпустить 4 класс. То есть получается, она их год не доводит до выпуска. И что ей делать? Благородно рвать жилы в нашем городе (а при работе в две смены все равно качество преподавания упадет) за смешные деньги или переехать и решить насущные проблемы? Причем через год не факт, что повезет с работой и квартирой. Выбрать семью – или класс?
В общем, уехала она. А с классом начали работать предметники, как с пятиклассниками. Больше вариантов не было тогда. Тоже родители очень много возмущались (см.выше). Ну да, выбрала бы школьников, а где гарантия, что ей дочь бы потом не сказала:
- Мама, что ж ты мне не помогла, когда мне так тяжело было? Тебе чужие дети дороже меня?
И еще один момент. Уважаемые родители, вы ведь можете не знать об «уважительности» причины. Это же все не афишировалось, конечно. Она просто сказала, что уезжает. Или надо было каждому все по пунктам объяснять?
***
Так что все не так просто, дорогие родители, все не так просто. То, что вы идете «на учителя» - это ваши личные ожидания и потребности. Учитель-то «на вас» не идет. Он просто делает свою работу и честно выполняет свои обязанности. И, по хорошему, даже если ваш ребенок очень любил этого учителя, он должен не только опечалиться из-за расставания, но и порадоваться тому, что его любимому учителю сейчас живется лучше, чем раньше, что он чего-то достиг, что он реализовал свои мечты. Ведь умение радоваться за других – это очень важно, это тоже элемент воспитания, правда же? И, наверное, стоит учить своих детей тому, что не всегда бывает так, как они хотят. Жизнь – штука изменчивая.
Вы согласны?
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
P.S.: Допросила представителя подрастающего поколения – свою дочь – на эту тему. Она сказала примерно так:
- Конечно, жаль будет, если кто-нибудь, типа нашей математички, уйдет. Но что делать? Она не обязана нас вести до 11 класса, хотя было бы хорошо. Вот все эти замены в началке , конечно, мне никогда не нравились и раздражали – но, опять же, что делать? Все мы люди, все мы человеки, всякое бывает. (Елы-палы, откуда у моего ребенка такой фатализм?)
Так что подрастающее поколение как раз все воспринимает рациональнее, в отличие от родителей. И меньше кудахчет.
Вот о чем я писала 21 июня в прошлом году: