Николай Александрович Лейкин - русский писатель и журналист.
Родился в старинном петербургском купеческом семействе, образование получил в петерб. немецком реформатском училище, был приказчиком, служил в страховом обществе, но скоро оставил коммерческую деятельность. Закончив в 1859 Петербургское немецкое реформаторское училище, стал помогать отцу в торговых делах. Вскоре отец разорился, и Николай Александрович поступил приказчиком в Гостиный двор, затем служил в страховом обществе, но скоро бросил службу.
Печататься начал в 1860. Основная тема многочисленных рассказов, очерков, сценок, пьес, повестей, его романов ("Стукни и Хрустальников", 1886; "Сатир и нимфа", 1888, и др.) — нравы…
Николай Александрович Лейкин - русский писатель и журналист.
Родился в старинном петербургском купеческом семействе, образование получил в петерб. немецком реформатском училище, был приказчиком, служил в страховом обществе, но скоро оставил коммерческую деятельность. Закончив в 1859 Петербургское немецкое реформаторское училище, стал помогать отцу в торговых делах. Вскоре отец разорился, и Николай Александрович поступил приказчиком в Гостиный двор, затем служил в страховом обществе, но скоро бросил службу.
Печататься начал в 1860. Основная тема многочисленных рассказов, очерков, сценок, пьес, повестей, его романов ("Стукни и Хрустальников", 1886; "Сатир и нимфа", 1888, и др.) — нравы петербургского купечества и чиновничества. Однако комическое обличение мещанского быта было поверхностным.
Автор многих книг, в том числе известнейшей «Наши за границей» — сатирическое описание путешествия по Европе купеческой пары из Москвы. До революции 1917 года эта книга выдержала 27 переизданий.
Интересно, что царская цензура не позволяла переводить книгу «Наши за границей» на польский язык. Запрет мотивировали опасением, что произведение вызовет издевательское отношение поляков, утверждая их во мнении о темноте и варварстве русских. В 1884 г. наряду со многими другими книгами было велено изъять из варшавских библиотек и публичных читален, а также книжных собраний, принадлежавших различным обществам и клубам, все книги Лейкина.
Последние 15 лет он принимает деятельное участие в спб. городской думе. Чрезвычайно плодовитый писатель. Начав с небольших юмористических очерков и стихотворений в "Русском Мире", "Искре" и др. и поместив в журналах обратившие на себя внимание очерки "Апраксинцы" ("Библ. для Чтения", 1863), "Биржевые артельщики" ("Современник", 1864) и др., Лейкин с начала 1870-х гг. становится постоянным сотрудником "Петербургской Газеты" и здесь почти каждый день помещает "сцены" из купеческого, мещанского и низшего петербургского быта. Общее число написанных им сцен достигает 10 тысяч; только часть их вошла в сорок отдельно изданных томов. Более известные сборники сцен: "Где апельсины зреют" (6 изд.), "Наши за границей" (11 изд.), "Цветы лазоревые", "Наши забавники", "Неунывающие россияне", "Шуты гороховые", "Саврасы без узды" и др. Его юмор не всегда гонится за типичностью и очень часто ограничивается стремлением потешать читателя смехотворными словечками. Но есть и серьезные стороны в его произведениях. Несмотря на то, что он почти всю жизнь пишет для аудитории "мелкой прессы", автор никогда не угождает ее вкусам и по мере сил старается быть обличителем "темного царства". Редактируемый им с 1880 г. юмористический журнал "Осколки" свободен от порнографии, составляющей главную приманку многих юмористических изданий. Л. написал также несколько забавных пьес для сцены: "Привыкать надо", "Медаль", "Кум пожарный" и др.
В конце жизни состоял одним из влиятельнейших членов Петербургской городской думы.