В 1714 году Пётр I издал указ, "О посылке Преображенского полка капитан- поручика князя Александра Бековича-Черкасского для отыскания устьев реки Дарьи (Амударьи)". Причиной была легенда, что есть у устья реки Амударья город Иркень, где есть золотые пески, скрытые специально отведенными водами реки. "в Хиву с поздравлением на ханство, а оттоле ехать в Бухару к хану, сыскав какое дело торговое, а дело настоящее - чтоб проведать про г. Иркень (Яркенд), сколько далеко оный от Каспийского моря и нет никаких рек оттоль, или хотя не от самого того места, однако же поблизости в Каспийское море".
В 1716 году князь Черкасский, только что вернувшись от берегов Каспия, вновь отправлен в те края. Петр I очень нуждался в деньгах для Северного похода. Он выдвинулся с шести тысячным войском из Астрахани в Хивинское государство, что находится на северо западе современного Узбекистана. Предварительно отправив к хану гонцов, что едет с посольством. И хоть было от гонцов сообщение: "что в Хиве им очень дурно; что подарки, какие у них были, приняты; ответа на послание к хану никакого не дают, держимы они под стражею скудно, а об обратном пути и помину нет; в Хиве же слухи, что князь Бекович идет не посольством, а войною"... Незадолго до прибытия на земли хана, был отправлен еще один отряд дворянина Кирейтова с сотней казаков, с письмами и подарками.
С отрядом Бековича, шел так же отряд посланный калмыцким ханом Аюкой, который вел калмык Бакша. (Бекович не помог Аюке войсками против кубанского хана и у Аюки могла затаится обида на князя.) На полпути его отряд тайно отделился от основной группы и обойдя войско отправилось скорым ходом в Хиву. Куда прибыло после отряда Кирейтова. После этого посланники Бековича были обезоружены и рассажены по тюрьмам. А хан, с большим войском выехал навстречу отряду Бековича.
Несмотря на неожиданность нападения и превосходящие силы, по итогам трехдневной битвы, было убито 10 драгун и казаков, " между тем как от пушечных и ружейных выстрелов наших хивинские всадники потерпели немалый урон". Тогда Ширгази-хан, по совету своего казначея Досим-бая, решил прибегнуть к хитрости. К князю были посланы знатные люди, с предложением мира. Несмотря на предшествовавшие события и невозвращения ни одного из посланных в Хиву гонцов, князь вопреки мнению совета, пошел на заключение мира. Его доверчивость приписывают нервному расстройству, в день выхода войск из Астрахани у него утонула жена и две дочери.
Бекович настолько проникся доверием к словам Ширгази-хана, что отделился от своего войска с 500 всадников и после обмена подарками, отослал половину из них. В этот момент и было произведено нападение. Затем оставшемуся с войсками майору Франкенбергу, было доставлено распоряжение Бековича, о раздели войска на пять частей и распределения их по различным городам хивинского ханства. Три таких письма были оставлены майором без внимания, он требовал личного приказа князя. И только после четвертого с угрозами военного суда, он выполнил поручение. После чего войска были окружены по отдельности и уничтожены. Есть мнение, что эти послания писались Бековичем под пытками, но оставшиеся в живых соратники это отрицают.
Голову казненного князя Ширгази-хан отправил в подарок бухарскому хану, который "подарок" не принял, а отправил его обратно со словами: "не людоед ли хан Шергази?" Так закончился "хивинский поход" за золотом.
Александр Бекович-Черкасский происходил от кабардинских князей. Имя до крещения было Девлет-Гирей Мырза. Был взят в плен в детстве и воспитывался у князя Голицына. Женат был на дочери князя Голицына. Обучался морскому делу в Италии. Был преданным солдатом Петра I.
Пушкин писал, что когда Петр I лежал на смертном одре, то жалел о двух вещах: "Что не отомстил Турции за Прутскую неудачу и за убиение Бековича в Хиве".
Про Хивинский поход очень интересно описано у Алексея Устиненко в книге " Странствующие в Золотом Мираже"
Именем князя Черкасского был назван залив в Каспийском море, а его имя использовалась в пословице " пропал как Бекович".