Реализм, о котором я писала в прошлой статье, в XIX был довольно прорывным явлением и точно всех следующих независимых направлений не сложилось бы (в первую очередь импрессионизма) без его социально активной позиции. К наступлению XX века реализм становится чуть ли не самым видным направлением в живописи, а в некоторых странах он закрепляется как основное направление, это хорошо знакомо странам советского блока.
За все время существования направления ни раз был поставлен вопрос о том, что же такое реализм и как он воспринимает действительность. Интересно, что благодаря различным ответам на поставленный вопрос сформировались отдельные виды реалистического искусства, которые, как кажется имеют мало общего со своим предшественником.
Речь пойдет о магическом и фантастическом реализме. Вообще само название нам прямо говорит о том, что направления отходят от предшественника в кардинальном плане, но почему же они не присоединяются к дадаистам или сюрреалистам?
Итак, магический реализм или новая вещественность возникает в Германии в 1920-х годах. Об этом направлении говорят, что художники проявляют магические элементы в реальности или наоборот таким образом они проявляли вещи такими, как те являлись, без романтизации, но отвергая натурализм. Такое духовное состояние художников связано было с тем, что реалистическое искусство начинало себя исчерпывать и не могло отразить действительность такой, которой ее чувствовали авторы. Чувственность без романтизации — это весьма интересный ход, противопоставляющий себя абстракционизму в том числе. К моменту формирования власти Рейха, магический реализм становится не уместным государству направлением, так его развитие «заморозили» на долгое время.
Следующим шагом к пограничным состояниям стал фантастический реализм. И здесь уместно задать вопрос: «Почему он не называется сюрреализмом, ведь между этими направлениями очень много общего?». Сюрреализм не считает обязательством для себя сохранять элементы реальности, формально мы видим те же предметы, но они дематериализованы, попросту говоря мы видим воспоминания о предметах и их трансформацию. Когда речь заходит о фантастическом реализме, хорошо вспомнить творчество Братьев Стругацких, они сами себя относили к этому направлению. Ты помнишь, как в мире их произведений сталкивается советский быт и фантастический мир?
Живописная школа была основана в 1960-х годах и базировалась в Вене. Интересно, что оба направления о которых я сегодня пишу были сформированы в немецкоговорящих странах. Фантастический реализм включает в себя стремление к единой содержательной системе, например сходство с натурой, предметность. Однако художники фантастического реализма, в отличие от магического, обращались к явлениям за пределами чувственного опыта. Сейчас последнее направление превратилось в Виженари арт, которое знакомо нам по эскизам Х. Р. Гигера к фильму «Чужой».