Шла я как-то по Кирочной, навстречу милая молодая женщина, брюнетка с короткой стильной стрижкой, изящная и спешащая. Говорит в гарнитуру телефона с интонацией человека, дошедшего до точки кипения: "Я сказала: "Не надо его захваливать!" Я не говорила: "Не надо хвалить ребенка вообще". Я этого не говорила! Я сказала: "Не надо захваливать!"
Я оказалась случайным свидетелем маленькой семейной драмы, результаты каковой часто наблюдаю в кабинете, когда ко мне приводят ребенка, которого родители когда-то решили воспитывать, интенсивно оберегая от любой критики и пичкая его хвалебными одами по любому поводу и без повода. Намерения, конечно, благие, но результаты - печальные. И я соглашусь со случайно встреченной незнакомкой: не надо захваливать ребенка.
Да, ребенка надо поддерживать, да, нужно обеспечить ему безопасную и принимающую атмосферу в доме, но не надо формировать у него неадекватную самооценку и искажать его мышление. А именно к двум последним ведет то, что называется захваливанием.
Ребенок, которого хвалят слишком много и не по делу, во-первых: не формирует критичное мышление, во-вторых: имеет неадекватную самооценку, в-третьих: ожидает, что и за пределами семьи все будут умиляться по поводу каждого его чиха и еще много чего, что помешает ему взрослеть и становиться человеком среди людей.
Ребенок, которого вводят в заблуждение некорректной обратной связью и, по сути, обманывают, став взрослым, будет иметь проблемы с пониманием себя и окружающих, а, следовательно, его отношения будут далеки от удовлетворяющих.
Иногда, парадоксальным образом, ребенок, которого много и не по делу хвалят, растет тревожным и застенчивым. Почему так происходит? Как правило, это очень чувствительные дети и они улавливают "подводный" уровень родительской хвалебной подачи: они чувствуют фальшь, и это их дезориентирует. То есть, ребенок улавливает два родительских сообщения, смешанных в одном: "Ты молодец, что красиво нарисовал!" и "Я (твоя мама-папа-бабушка) молодец, что говорю тебе, что ты молодец". Это порождает тревогу и дезориентирует процесс мышления ребенка.
Причина захваливания ребенка в том, что родители своеобразно понимают хорошую в целом идею поддержки. Но ведь поддержка - это не только про словесное поглаживание, но и про корректную обратную связь, помогающую ребенку формировать у себя критическое мышление. В том числе критическое мышление по отношению к самому себе.
И да! я не говорю, что не надо хвалить ребенка вообще. Большинство современных родителей читают психологическую литературу и знают о том, что ребенок нуждается в понимании и поддержке, но иногда забывают, что все хорошо в меру.
____________________________________________
Татьяна Анатольевна Пашковская, детский и семейный психолог
Подписывайтесь, задавайте вопросы, это даст мне вдохновение писать новые публикации для вас.