Найти в Дзене

Староверы и теория гендера.

Одному моему знакомому, в ходе его изысканий, попалась информация про общину баптистов г. Рассказово в Тамбовской области, где Пастырские функции по совершению обрядов исполняла женщина. Позднее в сборнике статей с научной конференции по Тверской Карелии, он нашел все тоже самое, но что примечательно, в общине старообрядцев. В советское время, особенно в войну, "божественных", т.е. староверческих старост, высылали, и их функции в проведении обрядов принимали женщины. И не только у старообрядцев, отмечу, часто у никониан было тоже самое - сохранение Традиции женщинами, например у нас в Костромской области.

В продолжении рассказ знакомого:

"Есть, вот, факт вынужденного женского церковнослужения и что дальше? Как это было практически, что стало с общинами и какое, в общем, развитие было в далёкой перспективе, через 30-50-70 лет? Что предшествовало этому? С каким духовным багажом были все те люди, что для них было краеугольным в миропонимании?

Для этого надо перенестись из Тверской Карелии к Тихвинским карелам-старообрядцам Федосеевского толка. Их изучала Фишман, и написала книгу и даже был снят ценный ( т.к. фиксация живых людей и речи) и наглядный фильм, по мне, настоящий личностный видео-комментарий.

Не смотря, что книга заявлена как исследование старообрядцев, но она затрагивает многие аспекты жизни, истории Новгородской и Тверской земли в общем. Карельская история достаточно обстоятельно описана, даны десятки ссылок на тематическую литературу по этногенезу карел — читать не перечитать."

-2

Пара интересных, на мой взгляд, выводов которые мой знакомый сделал после прочтения книги Фишман:

1. Раскол был акцией гражданского неповиновения. Столкновение карельско-новгородского и шире верхневолжского постмерянского (Именно на Верхневолжье эпицентр старообрядчества и затем сектантства) менталитета и романовской Московии с её имперскими амбициями привитыми Русской церкви и государству украинскими попами в XVII веке, с её тягой к принуждению, доению и переламыванию хребтов, не считаясь с традиционными установками населения и его мнением.

2. Карелы, и значит карельский язык, долгое время сохраняли себя в окружении русского населения в следствии религиозных отличий, которые выступали в роли сепаратора.

3. Женщина в религии играет не менее важную роль, чем и мужчины. Поэтому принцип отстранения от служения, проповеди и т.п и демонизации женщин крайне недальновиден и сравним с выстрелом себе в ногу.

4. На примере карел можно видеть, что женщина являет собой некий "водопровод" идеи и мысли. Мужчина — силу, в смысле ту разность потенциалов, давление, который заставляет воду идти по водопроводу. При отсутствии мужчины ещё какое-то время женщина способна давать/конденсировать культурный код, по крайней мере отдавать, что ещё есть в её "объёме", как бы сохраняя внешнюю форму, но в тоже время, как уже сказал и является хранительницей, кэшем культуры, но не бесконечным. Буфером на случай каких-то стрессовых ситуаций для группы.

В качестве post scriptum - послушайте как дивно "окает" в фильме "Тихвинские карелы. Судьба" карелка.

Марийцы переходя на русский тоже сильно окать начинают. Тут налицо интересный момент фиксации старой русской речи в её архаичной форме (сами карелы и марийцы не окают на своих языках). Но тут же встаёт вопрос первенства яйца и курицы: сейчас принято для широких масс считать окающие диалекты великорусского, как собственно - true russian, когда как это только интерпретация, подражание обрусевшего финского населения старорусской речи, при столкновении с ней ещё в те времена когда она только начинала распространяться в Поволжье и на Севере. Какая она была ранее по мелодике, произношению можно только гадать, не смотря на лингвистические реконструкции. Вопрос крайне любопытный, было ли "оканье" характерно для языка новгородских словен в средние века? Верхневолжские кривичи "окали" или "акали" как современные москвичи и белорусы?...

Традиционалист.

#теориягендера #карелы #староверы #древняярусь #славяне