Здравствуйте, дорогие друзья! Ну, вот и закончилась долгая самоизоляция, а вместе с ней и неожиданный простой на канале, и вот я вновь, и с большим удовольствием, возвращаюсь к вам со свеженькой статьёй из мира книг и кино 😉 Поехали!
Сегодня мне бы хотелось рассказать вам о недавнем фильме Ли Уоннелла "Человек-Невидимка", который уже, наверное, обсудил каждый - но вот я посмотрела его только сегодня, и мне есть что сказать (посему внесу свои пять копеек, авось это кому-нибудь нужно, хех). Скажу сразу, фильм получился весьма неоднозначным, и это хорошо, потому что таким образом он, хоть и сильно издалека, но всё же приближается к оригинальной задумке великого Герберта Уэллса.
История о гениальном учёном, сумевшем изобрести раствор, полностью "обезвидимаемый" человеческую кожу, за последнюю сотню с небольшим лет ставилась на театральных подмостках и экранизировалась бесчисленное количество раз. И каждый раз режиссеры старались придать роману новую тональность, по-разному обыграть столь фантастический и, вместе с тем, драматичный сюжет. Но одно во всех постановках оставалось неизменным - в центре сюжета всегда был Он, таинственный учёный с прескверным характером и манией величия, чья сущность полностью разрушилась от осознания собственной безнаказанности и обезличенности. Именно это в финале произведения заставляло читателя и зрителя сочувствовать столь мрачному персонажу.
Но времена меняются, как меняются и ценности людей, читающих книги - а посему современная медиа-индустрия старается вкладывать в ремейки классических сюжетов нынешние социально-моральные посылы. Иногда это идет на пользу истории, иногда - нет. В данном случае можно говорить об оригинальности подачи основной сюжетной канвы, однако акценты здесь перевернулись "с ног на голову". Эффектно? Да. Но оправданно ли?
На сей раз, нам предлагают взглянуть на происходящее глазами жертвы Человека-Невидимки, и заостряют момент таким образом, что повествование ведётся от лица его жены. В киноверсии Ли Уоннелла, богатый властный учёный, "нарцисс-социопат", как его называет супруга, ведёт роскошное существование на собственной огромной вилле на берегу океана, и занимается высокотехнологичными разработками в области оптики. Его "умный дом" просто доверху утыкан камерами и датчиками движения, нашпигован сигнализацией и сенсорными панелями.
И в таком "техническом раю" полностью реализовывается желание Адриана (так зовут ученого) тотального контроля всего и вся, в том числе, и Сесилии - молодой жены, не обладающей во внешнем мире абсолютно никакими социальными связями, кроме, разве что, родной сестры (у которой с той сложные отношения), и одинокого друга-полицейского, имеющего несовершеннолетнюю дочь.
А вот теперь, если меня сейчас читают молоденькие девчули, прошу вас подтянуться и втянуть животики: что вы там читаете в последнее время, мои хорошие? Анну Тодд? Пенелопу Дуглас? Э.Л. Джеймс? Верите в то, что богатый, маньякообразный мужчина с детской психотравмой может быть примерным мужем, верным спонсором, и страстным любовником в одном флаконе??? Посмотрите этот фильм хотя бы ради того, чтобы знать, как все, скорее всего, будет НА САМОМ ДЕЛЕ. Ни яхт тебе, ни кружавчиков - только чистейший шантаж и беспощадная, холодная жестокость, сравнимая, пожалуй, с прохладной гладью начищенного зеркала - в котором непременно будут отражаться весь ваш страх и разочарование.
Сесилия бежит от настигшего её ужаса такой вот "семейной идиллии", но её психика уже надломлена, мания преследования обострена до предела и впереди женщину ждет долгий и трудный этап восстановления... Но, до этого уровня героине ещё нужно добраться, а пока что придется как-то справляться с обезумевшим мужем, который не желает отпускать "ту единственную, кто посмел его бросить".
Знаете, сколько я ни читала об этом фильме, везде люди боятся проспойлерить сюжет - мол, так смотреть будет неинтересно, но мне, наоборот, кажется, что нет ничего криминального в том, чтобы осветить кое-какие детали фильма - иначе у большинства (да и у меня тоже, что греха таить), может сложиться впечатление, что подсовывают под нос очередной проходной арт-хаус "на минималках". А это, в данном случае, далеко не так.
Так что я честно, и со спокойной совестью могу сказать, что "фишка" фильма - не в постоянном ощущении страха и неопределенности со стороны главной героини, в результате чего зритель остается в непонятках: верить происходящему, или это воспаленное воображение Сесилии? Самый смак как раз в том, что Человек-Невидимка реален как никогда, и костюм (да-да, там именно всё дело в специальной бронесистеме) даёт ему ощущение абсолютной вседозволенности, пьянящей власти зверя, руководствующегося лишь инстинктами, но оснащённого при этом ещё и изощренным разумом и техникой. И вот за конфликтом между простой, нормальной "бабой" и вот этим маньяком - наблюдать интереснее всего. Вот тут да, психологизм, кто кого - и до последнего думаешь, что проиграет, скорее всего, Сесилия. Впрочем, она и проигрывает, но по-своему. Здесь нужно смотреть, чтобы понять.
Так что тема, на самом деле, поднимающаяся в данной версии романа Уэллса, очень даже классная и важная - могут ли простые люди дать отпор гениям, подобным Адриану? Абьюз, активно романтизирующийся определенной литературой в последнее время (думаю, позже я даже напишу об этом отдельную статью) - и его истинное "лицо", отрезвляющее и жестокое, но при этом такое реальное - должна ли женщина закрывать на это глаза даже ради благополучия своих близких? Или всё же собственная жизнь - самое ценное, что может быть у человека, и терпеть издевательства нельзя ни под каким предлогом? В этом плане, "Человек-невидимка" задает некий новый уровень современной культуре сторителлинга, в которой свист плётки в спальне и "любовные" синяки на руках должны значить то, что должны значить - а не то, что пытаются привить юному женскому поколению некоторые, жадные до денег, писатели.
Берегите себя и своих близких, ваша Knigova 💜📕