Добрый день. К началу Второй Мировой войны развитие японской школы самолетостроения достигло достаточно высокого уровня. Буквально в течении нескольких лет японские авиастроительные компании сумели преодолеть существующее отставание от ведущих государств. В результате были разработаны достаточно неплохие современные самолеты различных классов. Параллельно, с ростом компетенций и качества создаваемых изделий, шел и процесс масштабного расширения производства. Однако, существовала своя собственная японская специфика, которая заключалась, скажем так, в радикальном разделении морской (Военно-воздушные силы флота) и сухопутной авиации (Военно-воздушные силы сухопутных войск). В связи с этим, чтобы разработать специализированные проекты для обеспечения нужд обоих заказчиков, конструкторам приходилось прикладывать гораздо больше усилий. Росли и материальные затраты. Тем не менее, японцам удавалось примерно до середины войны поддерживать нужные темпы производства и разработки новых изделий. Определенную помощь им оказывали немцы. Но она носила скорее интеллектуальный характер. Из Германии были доставлены многие образцы передовой военной техники для всестороннего изучения, зачастую вместе с технологиями их производства. Но где-то с 1943 года, общая ситуация на фронтах войны стала складываться не в пользу Японии. Существенно возрос уровень активности американской бомбардировочной авиации, которая наносила все более ощутимый урон. Японии необходимо было срочно найти эффективное средство противодействия и нивелировать эту угрозу. Им пришлось начать активную разработку специализированных истребителей-перехватчиков. Ведущие авиастроительные компании проводили ряд изысканий, в соответствии с выданными спецификациями (по сути это набор тактико-технических требований). В основном предполагалось создавать самолеты традиционного типа (обычных хорошо изученных и отработанных аэродинамических схем), которые успешно бы справлялись с возлагаемым набором боевых задач и являлись, что называется, "рабочими лошадками" военного времени.
Но было и несколько уникальных проектов, которые отличались своей оригинальностью. Одним из них стал проект экспериментального перехватчика J7W "Shinden", который создавался в интересах Военно-морского флота в соответствии со спецификацией 18-Shi Otsu (B). Разработка этого самолета велась в компании Kyushu Airplane Company с 1944 года. До конца войны японцы успели построить несколько прототипов и начать проводить летные испытания. Предполагалось, что установленный поршневой двигатель в перспективе будет заменен на турбореактивный. Но естественно все это осталось только в планах. Ни о каком серийном производстве, также речи быть не могло. Останавливаться подробно на основных моментах хода разработки и испытаний мы не будем. Об этом и так уже многое было сказано в других источниках. Так в чем же уникальность этого самолета? А заключалась она в использовании аэродинамической схемы "утка". Это не такая уж и редкая схема, однако в те годы она применялась в основном на экспериментальных машинах. К примеру в это же время, в США был разработан опытный самолет Curtiss-Wright XP-55 "Ascender".
Для справки. Экспериментальный истребитель Curtiss-Wright XP-55 "Ascender". Был разработан американской компанией Curtiss-Wright в начале сороковых годов. Конструктивно представлял собой одномоторный моноплан с трехстоечным шасси, выполненный по аэродинамической схеме "утка". Было построено несколько опытных прототипов, которые прошли полный цикл необходимых испытаний. На вооружение машина не принималась.
Аэродинамическая схема "утка" имеет ряд своих достоинств и недостатков. К достоинствам машин, выполненных по данной схеме, можно отнести высокую маневренность (что являлось важным качеством для истребителей). Также плюсом можно считать и то, что у самолета практически не было эффекта сваливания и вероятность попадания в неуправляемый плоский штопор была невысока. Из недостатков схемы можно выделить продольную неустойчивость. Возвращаясь конкретно к японскому истребителю, то можно отметить его следующие особенности. Первое что бросается в глаза- плотная компоновка. По общим же габаритам самолет соответствовал другим истребителям своего времени. Конструктивно J7W "Shinden" представлял собой одноместный цельнометаллический моноплан со стреловидным трехлонжеронным крылом (угол стреловидности по передней кромке составлял 20 градусов, а по задней кромке 6 градусов), расположенным в задней части фюзеляжа. Кили (с рулем направления) крепились в центральной части консолей крыла. Следует отметить также наличие переднего горизонтального оперения. На истребителе была реализована трехстоечная схема шасси с передней носовой стойкой.
Как по мне, одна из наиболее уникальных особенностей этого перехватчика, заключалась в применении двигателя воздушного охлаждения, который устанавливался в центральной части фюзеляжа. На всех подобных машинах того времени (к примеру немецком Do. 335 "Pfeil") использовался только двигатель жидкостного охлаждения. Моторы воздушного охлаждения на истребителях традиционно устанавливались в носовой части фюзеляжа и охлаждались набегающим воздушном потоком. Чтобы разместить силовую установку подобного типа в другом месте, необходимо было решить задачу его эффективного охлаждения. На японском самолете это сделали путем установки двух воздухозаборников, расположенным по бокам центральной части фюзеляжа. Сама же силовая установка (Mitsubishi Ha-43 type 42) представляла собой экспериментальный 18-ти цилиндровый двухрядный поршневой двигатель, со взлетной мощностью в 2020 л. с. (по другим источникам 2200 л. с.) при 2900 об/мин. Удлиненный вал соединялся с редуктором, который приводил во вращение шестилопастной толкающий винт. В состав топливной системы самолета входил основной фюзеляжный топливный бак (емкостью 400 литров), а также несколько крыльевых (емкостью 200 литров) топливных баков. Масляный бак (емкостью 165 литров) устанавливался сразу за кабиной экипажа. В качестве вооружения предполагалось использовать четыре 30-мм пушки Type 5 с суммарным боекомплектом в 240 снарядов, либо четыре 7,92-мм пулемета (при обучении). Все основные элементы системы вооружения должны было устанавливаться в передней части фюзеляжа. Также предусматривалась подвеска мелкокалиберных бомб (30 или 60 кг) на внешних точках подвески (под крылом). Отметим, что на прототипе вместо вооружения устанавливались имитаторы (той же массы).
В целом для Японии, разработку подобного самолета, можно действительно считать выдающимся достижением. Особенно если учитывать те условия, при которых она велась (постоянные налеты американской авиации на оборонные заводы и предприятия, дефициты материалов и технологий и т. д.). Однако, сложно сказать, смогли бы японцы довести этот проект до логического завершения, если бы война продолжилась еще некоторое время. Даже американцы, осознавая все риски, не стали запускать в серию подобные самолеты. Безусловно, J7W "Shinden" стал одним из самых необычных японских самолетов того времени, но сейчас сложно дать объективную оценку его возможной боевой эффективности. Вероятнее всего, он также бы остался в разряде экспериментальных. Да и в те годы, раскрыть в полной мере, все преимущества схемы "утка", еще не смогли. Итого, еще раз кратко, основные особенности этого самолета.
- Применение аэродинамической схемы "утка";
- Размещение силовой установки в виде двигателя воздушного охлаждения в средней части фюзеляжа;
- Реализация системы охлаждения двигателя в виде размещенных по бокам фюзеляжа воздухозаборников;
- Двухкилевое вертикальное оперение;
- Трехстоечное шасси с передней носовой стойкой.
Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.