Найти тему

Как Быть в Системе и Оставаться Свободным

Система — это данность нашего времени, и чтобы она не стала препятствием или помехой для жизни человека, его развития и реализации, к ней нужно относиться адекватно, с полным пониманием ее плюсов и минусов.

Чувство свободы и система могут дружно уживаться, для этого нужно просто понимать, кто есть ты и что есть система, знать свои и ее слабые и сильные стороны. Нужно знать, как взаимодействовать, что делать.

Состояние свободной личности

Это состояние психологически зрелого человека. При психологической незрелости человек использует систему как родителя, которого он боится, которого он уважает, опасается и понимает, что он по сравнению с этой системой маленький винтик.

Отсюда нет взаимодействия с системой на партнерских началах. Поэтому иногда система воспринимается тяжело, ограниченно. Ребенка приучают к системе с малолетства: это пусть косвенное, но упоминание родители-детский сад-школа-институт и т.д. При этом ребенок входит в систему незаметно для самого себя, даже если моментами очень болезненно, из-за этого он со временем перестает разделять систему и себя, систему и родителей. Система очень мягко, моментами жестко, но незаметно для нас самих входит в нашужизнь и становится ее частью. Со временем каждый из нас чувствует как давление данной системы, так и поддержку, с другой стороны.

Система – это сложный объект, состоящий из взаимосвязанных частей (элементов) и существующий как единое целое.
Система – это совокупность элементов или отношений, закономерно связанных друг с другом в единое целое, которое обладает свойствами, отсутствующими у элементов или отношений, их образующих.

Предполагается, что когда человек психологически незрелый, система заменяет ему рамки и условия, которые он должен выполнять. Сюда включается система взглядов, необходимых действий, условий, соответствующего поведения. Это нечто, что извне регулирует поведение человека.

Если уровень саморегуляции, самомотивации и самовоспитания у человека в принципе недостаточно высок, система восполняет именно эту нехватку. При этом система выступает как внешний каркас, который выстраивается вокруг человека, делает его одновременно и сильным, и беззащитным без нее. Поэтому внутренняя структура человека и его личности остается не совсем развитой и, честно говоря, человек не понимает, что ему необходимо достаточно серьезно ее развивать. Поэтому с возрастом основной задачей у человека становится правильно вписаться в эту систему, чтобы получить достаточно хорошую оценку с ее стороны.

Часто место в системе определяет не сам человек, ему это место определяют с самого детства. И с самого начала у маленького ребенка формируется протест. Т.е. родители вынуждены ходить на работу, даже если это их выбор. Они понимают, что не могут проводить все время с ребенком, поэтому он отправляется в детский сад, воспитывается бабушкой или используются альтернативные методы воспитания ребенка. Чаще всего это государственные или частные детские учреждения, которые принимают ребенка на свое попечение уже с 1,5 лет, а то и раньше. И как вы понимаете, с самого детства ребенка воспитывают не только родители, в этой родительской позиции находится и система.

С возрастом ребенок воспринимает систему как должное, как неотъемлемую часть своей жизни, и строит отношения с системой по модели Дитя-Родитель. Именно такое построение отношений не позволяет человеку вырасти, это создает его внутренние заторы, приводит к состоянию заторможенности, нет раскрытия, понимания себя и своего места в жизни. Поэтому человек, как правило, даже не задумывается, его это выбор или нет.

Как мы уже говорили, первоначально у ребенка нет выбора, есть выбор его родителей. Эта роль родителя постепенно, по мере взросления ребенка, в большей мере переходит к системе. Это считается естественным, и человек не задается вопросом, хорошо это или плохо. Так принято, так живут все. Поэтому целью у человека становится не саморазвитие, не какие-то личностные достижения, а те достижения, которые дали бы высокую оценку со стороны системы — высокую оценку высшего родителя.

Поэтому происходит подмена целей и реальной целью становится уже получение высокой внешней оценки и одобрения. И вместо того, чтобы самому для себя стать источником одобрения, познания, развития, понимания, человек это ищет извне, и чаще всего находит все в системе. Поэтому все силы прикладываются на то, чтобы лучше устроиться в системе. А это значит, что все усилия нужно бросить на получение лучшего образования, такого, которое система приемлет. Скорее всего, помимо отечественного, это еще и зарубежное образование. Это обязательное знание иностранных языков. И когда ты устраиваешься на работу в частную фирму или в государственное учреждение, ты предоставляешь все свои регалии, презентуя тем самым, что достаточно им подходишь. И тогда система определяет твое место, твою зарплату и твой уровень в обществе.

Человек думает, что так будет только поначалу, затем “Я поднимусь по карьерной лестнице, подниму свой социальный статус и так далее”. Это является его целью. На реализацию других целей очень часто не хватает ни времени, ни энергоресурсов, потому что решение первоначальной задачи требует очень больших затрат и сил. И затем его видение жизни, себя и своего места в этой жизни подменяется требованием системы. Он начинает жить так, как это нужно, а не как хочется. Поэтому его мечты, желания, чувства, полная реализация остаются где-то за бортом его жизни. И всегда кажется: “Я выполнил самое необходимое, все, что требуется, затем у меня найдется время, и я обязательно уделю внимание себе!” Но чаще всего этого не случается, и чтобы хоть как-то перекрыть эту боль, которая с каждым годом становится все интенсивнее и явственнее, человек пытается отвлечься. Появляются развлечения, поиск чего-то легкого, простого, чтобы можно было разбавить тот непростой долг и обязанности, которые он несет в своей жизни. Очень помогают путешествия. И часто жизнь человека разделяется на две части. Первая, когда он трудится в системе и терпит, выполняя то, что необходимо, старается подняться по карьерной лестнице, растрачивает свою энергию и способности. И другая часть, когда он начинает путешествовать и пытается подобным образом восполнить свои затраты. Он пытается отдохнуть.

Со временем приходит ощущение несвободы, и чаще всего в этой несвободе люди обвиняют систему. Но можно ли быть свободным находясь в системе? Не только можно. Это единственная форма взаимодействия, которая позволяет активизировать свои сильные стороны и использовать сильные стороны системы. Это делает нас сильными, уверенными и адекватными людьми. И очень хорошо для этой свободы использовать выбор, четко определять: твой это выбор или нет. Если даже это не твой выбор, изменить свое внутреннее отношение — это уже может быть твоим выбором.

С уважением Лилия Ким
С уважением Лилия Ким