Существенной стороной сообщения летописца о варягах из-за моря, является выяснение вопроса, о каком море идет речь. С.М. Соловьев отмечает особенность одномерно географического видения летописца, у которого Балтийское (Варяжское) море, находилось, не на северо-западе, а прямо на севере. [Соловьев С.М. Сочинения в 24 т. - М.,1988, т. 1, с. 117]. Нестор рисует географические ориентиры начала пути из Варяг в Греки: Балтика-Нева-Ладога-Волхов. [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Спб., 1872, с. 6]. Для словен начала IX в. морем к северу от них было огромное Ладожское озеро. По В.Н. Татищеву призвание варягов из-за моря «разумеет Ладожское озеро». [Татищевъ В.Н. ИсторiΙя Россiйская, 1769, кн. II, с. 361, прим. 45].
«Ладожское озеро… может рассматриваться как внутреннее море… как звено водной системы, соединяющей Балтийское море с бассейном Волги и Белым морем». [ Краткий гидрологический очерк Ладожского озера - ЦАМО, 1941, c . 63]. Бассейн Ладожского озера огромен: 258,6 тыс. км ². Длина Ладожского озера более 200 км., ширина свыше 100 км. Общая вытянутость Ладожского бассейна с юга на север обуславливает неоднородность климатических явлений в бассейне, в частности, резкие перепады давления над поверхностью озера, за которым следует штормовой ветер.
Для древнерусских княжений границами являлись земли, до которых можно было добраться на конях не более, чем за трое суток, т. е. около 200 км. Это именно то расстояние, которое отделяло Новгород от берегов Ладожского озера.
Наиболее вероятно, что призвание варягов из-за моря состоялось в устье Волхова на берегу Ладоги. Это место удобно именно для общеплеменного призвания варягов от кривичей, словен, веси и меря, живших на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга в ареале западных, восточных и южных берегов Ладожского озера. Судя по всему, именно здесь, на берегах Ладоги, в VIII-IX вв. сошлись воедино лесная и озерно-речная цивилизации карельских, финских, балтских и славянских племен с морской цивилизацией пришлых варягов.
Призвания варягов из-за моря как Ладожского озера подтверждает свидетельство Абу Райхана ал-Бируни (973-1048). В труде «Книга вразумления начаткам науки о звездах» (1029-1030 гг.) ал-Бируни среди прочих сведений дает описание различных земель и перечисление обитающих там народов: «на севере страны славян (есть) большой залив вблизи страны булгар-мусульман, этот залив известен под названием Варяжского моря; варяги (варанки) - это народ, живущий на его берегу». [Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей. - СПб., 2009, c. 206]. В другом месте соседями варанков аль-Бируни называет народы «ису» (весь) и «йура» (югра), т.е. именно те коренные народы, которые издревле жили в Приладожье.
Во времена неолита побережья Ладожского и Онежского озера граничили с зоной проживания волго-окских, карельских и протофинских племен. В VI веке в Приладожье появляются люди знакомые с земледелием и умеющие обрабатывать железо - это славянские племена кривичей. Особенно интересны результаты раскопок в Кончанском, где было обнаружено множество изделий из прибалтийского янтаря, свидетельствующих о наличии связей между Валдаем и Прибалтикой. [Третьяков П.Н. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге. – М.-Л., 1966, c. 43-44, 52, 55]. Об этом же говорит сходство раннесредневековой керамики балтийских и ильменских словен.
Через Приладожье шли водные пути на Север, край глухих лесов богатых дорогой пушниной. Один из таких путей начинался от Ладожского озера и по системе рек и озер позволял добраться до Ботнического залива в районе Оулу и Белого моря в районе Кеми. Скупщики пушнины зимой устремлялись по этому пути в земли карелов и саамов.
Торговля, также как и мореплавание, получила развитие у скандинавов в очень отдаленные времена. Меха высоко ценились в Римской империи, а ютландский янтарь вывозили в различные части Европы, в том числе и в страны Средиземноморья, еще в бронзовый век. Повсеместно в Скандинавии находят римские монеты эпохи республики и империи, но особенно часто их встречают на острове Готланд.
Готский историк Иордан писал в VI веке о свеях (шведах), что это «народ знаменитый темной красотой своих мехов», который посылает на продажу римлянам (в Византию – Авт.), через земли множества других народов, шкуры цвета сапфира». [Jordanes. Romana et Getica, III. 21 (MGH, Auctores Antiquissimi. Vol. 5, p. 59]. «Через земли множества других народов» - во времена Иордана это были волжский и дунайский мировые торговые пути. «Шкуры цвета сапфира» - это северные серебристые меха.
Норманны в VIII веке, в начале своих завоевательных походов, шли в Приладожье по кратчайшему речному пути из Финского залива в Ладожское озеро по Вуоксе. Вуокса (карел. Vuokša, Vöksa, Vuoksi, швед. Vuoksen) – озёрно-речная система, самая крупная река Карельского перешейка. В раннем средневековье путь по Вуоксе (около 160 км.) был оживлённым торговым путём, о чём говорят монетные клады тех лет.
Упоминания о племенах Приладожья встречаются в древних скандинав-ских сагах. В них отмечено существование страны Корелов с замками и правителями. По В.Н. Татищеву земли корелов зовутся страной Баярмия «у оных писателей довольно воспоминаемая, как область великая». [Татищевъ В.Н. ИсторiΙя Россiйская, 1769, кн. I, ч. II, гл. 29, с. 373]. По сагам Бьярмия предстает как богатая страна. В «Саге об Олаве Харальдссоне» описывается торговая экспедиция норманнов: «И когда они приплыли в Бьярмаланд [1], то остановились они в торговом месте. Началась там торговля. Все те люди, у кого были для этого средства, приобрели там огромное богатство. Торир приобрел много беличьего меха, и бобрового, и собольего». [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Т.Н. Джаксон и др.), т. V – М., 2010, c. 113].
Торговля норманнов перемежалась грабежами, насилиями и военными набегами. В «Саге о Стюрлауге» описывается один из таких набегов: «Одним летом объявляет Стюрлауг о том, что он хочет отправиться в Бьярмаланд. Собирает он тогда себе большое войско… Сжигают и палят они все, что могут, и совершают одно злодеяние за другим. Раундольв, конунг бъярмов, узнав об этом и собирает тотчас войско, но было у него, однако, мало людей. И тотчас, как они встретились, завязалась у них тяжелейшая битва и [начались] тяжелейшие бои. Там можно было видеть множество сильных ударов, и расколотых щитов, и разрубленных кольчуг, и копий без древка, и много [воинов], упавших обезглавленными на землю. А закончилась эта битва тем, что пал конунг Раундольв, а с ним и много воинов. А после этого великолепного деяния (? – Авт.) подчинил себе Стюрлауг весь Бьямарланд». [Там же, c. 271-272].
Вывоз северной пушнины и моржовой кости в Бирку и Готланд был весьма выгодным торговым предприятием. Торговля носила вид неэквивалентного товарообмена. Для скупки пушнины скандинавские купцы везли дешевые украшения из цветного стекляруса [2], керамику, ткани, вино, изделия из низкопробного железа; обратно – дорогую пушнину и моржовые бивни. Сходным образом в начале XIX века меховые компании извлекали из своих меновых операций с индейцами огромные барыши. Особенно отличалась Английская компания Гудзонова залива. Агенты этой компании давали индейцам в долг грошовые вещи и требовали уплаты за них ценными мехами.
В шведские Бирку и Готланд наезжали европейские купцы перекупщики из фризского Дорестада и ютландского Хедебю, скупая пушнину за наличное монетное золото и серебро. Они также меняли меха на франкское оружие рейнских мастерских.
Освоив Приладожье и наладив прибыльную торговлю с карельскими племенами, купцы норманнов обратили алчные взоры в сторону волжского серебряного пути в арабы.
На северо-восток от Приладожья и Прионежья, через земли племен веси и меря, было недалеко до верхнего Приволжья: «Путешествие из Бирки в Булгарию было короче и легче, чем в Византию, к тому же путь лежал преимущественно по водам, удобным для судоходства. Более того, начиная с западного входа в Финский залив путь проходил по местности с финно-язычным населением. Любому путешественнику, способному изъясняться по-фински, на пути к Волге, скорее всего, не приходилось сталкиваться с особыми языковыми проблемами, поскольку Средняя Швеция расположена очень близко к финно-язычным регионам». [ Сойер П. Эпоха викингов. - СПб., 2006, c. 249].
Летописец сообщает, что по морю Варяжскому (по Балтике) «сѣдять Варязи сѣмо къ вьстоку до предѣла Симова (волжской Булгарии)». [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Спб., 1872, c. 2]. Одним из таких мест «сидения» норманнов в Верхнем Приволжье было Сарское городище вблизи озера Неро. Здесь найдены клады арабского серебра, скандинав-ские украшения, инструменты и оружие, причем два предмета можно датировать началом IX века.
В.Н. Татищев считал, что призванными варягами были выходцы с западных финских ладожских берегов. [Татищевъ В.Н. ИсторiΙя Россiйская, 1769, кн. I, часть II, гл. 31, c. 390]. Вероятно, что речь идет о месте впадения Вуоксы в Ладожское озеро, в районе поселения Корела, впоследствии шведского Кексгольма. Налицо финская близость сообщества этнонимов русь, весь, сумь.
Возможно, что Рюрик был родом из этих мест. Есть некоторые (достаточно легендарные) сведения, что Рюрик был рожден на Карельском перешейке, где еще в XV веке имелось озеро с характерным названием Рюрик-ярви. [Прозоров Л.Р. Святослав Храбрый – Русский бог войны. – М., 2009, c. 54]. По некоторым источникам конца XVI века, Рюрик скончался в 879 году у себя на родине в районе Корелы.
Важнейшим форпостом торговли норманнов был Белозерск (Белоозеро) в Прионежье. Белозерск издревле был цент-ром племенного союза веси. Пушнина и моржовый клык, доставляемые с Севера, в Белозерске разделялись на два товаропотока – западный в шведскую Бирку и восточный в Приволжье. Белоозеро, находясь в бассейне Приволжья, было наиболее удобно купцам норманнов для торговли с арабским Востоком. Есть все основания полагать, что именно в районе Белозерска располагалась резиденция chacanus народа Rhos – властителя не только рода руси норманнов, но и местной веси и меря. По летописцу chacanus народа Rhos выступает под именем Синеуса – брата легендарного Рюрика. В память о Синеусе в окрестностях Белозерска стоит величественный курган.
В древнескандинавских сагах и договорах Ладожское озеро называется Альдога, а у Нестора зовется как «озеро великое Нево» [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Спб., 1872, c. 6], «которое море Русское именуемо». [Татищевъ В.Н. ИсторiΙя Россiйская, 1768, кн. I, часть I, гл.4, с. 43]. Нево по-фински значит «море».
Название Ладожского озера как Русского моря связано с обитанием здесь могущественного рода норманнов - Руси. Сходным образом Балтийское море, как ареал обитания варягов, звалось Варяжским морем.
«Русами» звали варягов, напавших на Севилью в 844 году. Арабские, византийские и древнерусские летописные источники единодушно пишут о норманнах в Приладожье, Приволжье, Причерноморье выступающим под именем росов, русов, руси. По Масуди: «Руссы состоят из многих, различных народов. Один из них называется Лодагия (Ладожане) и есть многочисленнейший. Сии производят торговлю в Испанию, в Рим, Константинополь и Хозарию». [Гедеоновъ С.А. Варяги и Русь. - Cпб., 1876, с. 508-509].
В XIII веке Нево стали называть Ладожским озером: своё новое имя оно получило от Ладоги – самого старого города Северной Руси. Имя Нево, как Нева, отошло к единственной реке вытекающей из Ладожского озера.
[1] Бьярмаланд – в общем смысле страна возле Белого моря - Авт.
[2] Стеклярус был эрзац заменителем прибалтийского янтаря - Авт.
----------------------------------------
Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов. Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.