Антикризисное управление – невероятно актуальная тема. Очень часто люди приходят и говорят: «Маринович, скажи, что мы хорошие, а мир плохой, и бизнес тоже какой-то неправильный» и все в таком духе. Но вот вам первая очевидная мысль – мир, рынок и конкуренты такие, какие они есть. Вопрос состоит в том, насколько мы адекватны к окружающему нас миру, насколько готовы бороться и доказывать.
Понимаете, какая штука – часто нам кажется, что если кто-то принял уникальное решение и нашел определенный путь развития в своем бизнесе, то именно поэтому он развился, а мы нет, и поэтому тихо страдаем и задаемся вопросами о справедливости. Я знаю как минимум 3 компании, которые растут от 15 до 50% в месяц, и это просто невероятно. Но, тем не менее, это совершенно реальные компании, владельцы которых сделали в свое время правильные выводы. Моей целью является огромное желание рассказать о том, как бизнесу в кризис не просто выживать, но и стабильно развиваться, чтобы таких результатов добился каждый.
Во-первых, кризис – это нормально! Поверьте мне, что и в «жирном» 2013 году были люди, которые говорили, что делать сейчас бизнес ну вообще никак нельзя.
Люди, которые жалуются на то, что рынок сложный всегда были, есть и будут, это факт. Но в любое, сложное или не очень время, перед вами всегда стоит вопрос, насколько хорошо вы умеете планировать? Одна из моих любимых фраз, которые я часто повторяю: «План - ничто, планирование – все!». В вашей компании может быть 2, 5, 10 человек, но независимо от их количества, у каждого из них в голове должно быть понимание плана действий, кто за что отвечает, кто и что должен сделать. Вложить это в их головы – ваша задача.
Давайте сразу обозначим основные сложности, с которыми может столкнуться ваша компания в кризисные времена:
1. Просчеты в управлении руководителями, низкий уровень менеджмента;
2. Отсутствие опыта жесткой конкуренции;
3. Воровство ресурсов: время, компетенции и деньги.
1. Просчеты в планировании руководителей
Часто хочется, чтобы «эти» сами о чем-то догадались. «Ведь это же на уровне здравого смысла, ты сам должен это понимать». Давайте сразу договоримся – никто ничего не понимает. Более того, никто и не должен понимать, потому что у каждого человека свое понятие о здравом смысле. Что такое менеджмент? Это 5 простых вещей: планирование, организация, координация, контроль и мотивация. Эти слова отлично запоминаются в таком порядке – перечитайте их еще раз и все время используйте для самоконтроля, если вы руководитель, потому что все это – ваши задачи: планировать, организовывать, координировать, контролировать и стимулировать. Если вы делаете эти 5 вещей, то вы управляете этой машиной под названием «свой бизнес». Если вы едете в неуправляемой машине, не удивляйтесь, если она доедет в лучшем случае до ближайшей сосны.
2. Отсутствие опыта жесткой конкуренции
Всем нам также хочется, чтобы «оно само «звонило» и само себя «продавало»». Не так давно я работал с очень интересным клиентом – одним московским агентством, которое очень привыкло к мысли о том, что они делают элитный продукт в event-нише, и люди сами им звонят, и «передают» их из рук в руки. Насколько элитный продукт они делали? Например, вывозили 100 топ-менеджеров на корпоратив в Таиланд, и тому подобное. В голове сразу же возникает представление о сумме бюджета, среднем чеке и маржинальности этого бизнеса, не так ли? И в один момент они с удивлением обнаружили, что заказы такого рода прекратились. Почему? Это идеальный пример, иллюстрирующий отсутствие у компании опыта жесткой конкуренции. Вы не представляете, как владельцу этой компании тяжело прививать сотрудникам навыки активных продаж. Разумеется, гораздо приятнее, когда твой телефон сам звонит, и нужно только встречаться с заказчиками за обедом, говорить умные слова, рассуждать... Но так бывает не всегда, и опыт выживания необходимо приобретать, иначе можно смело заворачиваться в простыню и «идти на кладбище».
3. Воровство ресурсов: время, компетенции, деньги
Воспринимайте каждого из ваших сотрудников, не дающих результата, как человека, который ворует ваши компетенции, время и деньги. Не так давно Бари Алибасов-младший, руководитель небезызвестной программы «Ты - предприниматель», поделился со мной интересной технологией. Вы привыкли, что если кого-то нанимаете, то эти люди ждут от вас зарплату, верно? А вот что говорит Бари: «Когда ко мне приходит новый сотрудник, то мне очень хочется, чтобы он доказал свою результативность, причем быстро. Чтобы я не тратил время на человека, который в результате окажется слабаком, мы договариваемся о том, что он за определенный период должен показать определенный результат. И если сотрудник не выполняет те показатели, о которых мы договаривались, то не я ему, а он мне платит!» Могу Вам сказать, что это очень прикольная вещь! Когда мы только развивали «Выгоду», она была очень интересным проектом, о котором никто не имел представления, из-за чего было довольно трудно находить туда сотрудников. Но буквально через полгода, когда начались нормальные продажи, и ребята начали зарабатывать вполне «вкусные» деньги, у меня уже была очередь из желающих попасть туда. Тогда я сказал: «Если вы делаете в течение 2-х месяцев по 1 000 000 руб. оборота, то этим доказываете, что успех не случаен, вы крутые, после этого я беру вас в штаб, и добро пожаловать». То есть я ставил цель, по достижению которой человек входил в компанию, а Бари пошел еще дальше – если цель не достигнута, будь добр, заплати мне за время, которое я на тебя потратил. Когда я затрагиваю тему антикризисного управления, то непременно советую оцифровать всех и вся в компании, потому что это работает. Более того, когда у вас есть четкие показатели, как быть должно, то все, кто до этого уровня не дотягивают, вычисляются за 2-3 недели максимум. И никаких испытательных сроков по 2-3 месяца – за 2 недели можно понять, в порядке человек или нет. Своеобразный спринт на эффективность, если хотите.